Эльшад Искендеров: «Турция уже сделала много жестов в отношении Армении»
Эксклюзивное интервью 1news.az с Генеральным секретарем Молодежного форума ОИК, Чрезвычайным и Полномочным послом Эльшадом Искендеровым
- Каковы были формат и цель состоявшихся на днях в Стамбуле консультаций по теме азербайджано-турецких отношений?
- Общественная консультация по теме азербайджано-турецких отношений была организована влиятельным турецким мозговым центром социально-экономических исследований SETA. В мероприятии приняли участие представители парламентов, академических кругов и общественности двух стран.
Целью встречи представителей обеих стран было доверительное обсуждение состояния и перспектив двусторонних отношений, в частности, складывающейся в регионе новой ситуации. Рабочая часть консультаций носила закрытый для прессы характер по правилам Чатам Хауза (Chatham House) и дала возможность проведению открытого и искреннего диалога. Дискуссия в таком представительном формате (с обеих сторон участвовало более 100 экспертов) является уникальным форумом, и в целом считаю состоявшиеся дискуссии полезными для лучшего понимания двух братских народов.
- Поднимался ли вопрос о нормализации турецко-армянских отношений?
- Конечно, этот вопрос проходил красной нитью через все темы повестки дня. Следуя принятому решению о закрытом формате консультаций, кроме своего выступления я смогу лишь в общих чертах передать атмосферу обсуждения этого вопроса. Во-первых, следует отметить, что подавляющее большинство участников, представляющих экспертное сообщество Турции, понимают, что открытие границ с Арменией после событий прошедшего апреля было бы политическим самоубийством для любого правительства в Анкаре.
В то же время у части политического истеблишмента Турции сохраняются иллюзии, что односторонние шаги в направлении нормализации отношений с Арменией усилят позиции Анкары в Южно-Кавказском регионе и тем самым позитивно скажутся на урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта. В связи с этим в своем выступлении мне пришлось напомнить некоторым ретивым «миротворцам» что поощрительная политика только тогда может иметь успех, если у нее есть конкретные критерии оценки. До какого предела Турция может делать односторонние шаги в отношении Армении? Какие критерии являются оценкой того, что Ереван правильно воспринимает указанные шаги? Без определения указанных критериев и «красной линии» в процессе нормализации эта политика может обернуться ничем иным, как поощрением агрессора, кавказским «Мюнхеном».
Турция уже сделала много жестов в отношении Армении. Около 100 000 граждан Армении работают в Турции, открыт чартерный рейс и воздушный коридор, принята дорожная карта. Все это односторонние шаги со стороны Анкары, жесты доброй воли. Однако поведение Еревана в вопросе карабахского урегулирования не только не смягчилось, а наоборот, еще более ужесточилось и входит в еще большее противоречие с принципами международного права.
Поэтому для дальнейших шагов необходимо проявление конкретных позитивных элементов в политике Еревана и в первую очередь доказательства быть нормальным соседом Турции и Азербайджана. Такая постановка была поддержана большинством участников консультаций и является конкретной формой реализации декларируемой премьером Эрдоганом позиции о невозможности открытия границ без продвижения в справедливом урегулировании армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта.
- Каковы подходы Турции к урегулированию Карабахского конфликта?
- В Турции существует официальная позиция о необходимости урегулирования конфликта на основе территориальной целостности Азербайджана. В то же время Турция посредством идеи Южно-Кавказской платформы стабильности претендует на более активную роль в регионе. В связи с этим на консультациях было отмечено, что в принципе усиление роли Турции способно положительно сказаться на урегулировании региональных конфликтов на Южном Кавказе. Однако так называемая политика нормализации отношений с Арменией должна проводиться с учетом интересов стратегического партнерства с Азербайджаном и Грузией и в координации с этими странами. Иначе «умиротворение агрессора» может дать Армении новый импульс для усиления агрессивной политики как против Азербайджана, так и против Грузии, что только усилит конфронтационную ситуацию в регионе.
- Последние события явственно показали, что существует необходимость работы с общественным мнением Турции. Были ли приняты какие-либо решения в этом направлении?
- Действительно, на консультациях неоднократно отмечалось, что информированность общественности двух братских народов не полностью соответствует уровню отношений и принципу «одна нация – два государства». В частности, как турецкие, так и наши эксперты подчеркнули, что нынешнее поколение турецкого политического истеблишмента подзабыло историческую значимость карабахского вопроса для Азербайджана. Это не просто территориальный конфликт; вопрос Карабаха – это вопрос жизни и смерти азербайджанского государства и азербайджанской нации. Борьба за Карабах может быть сравнима с освободительной борьбой турецкого народа за независимость во главе с Ататюрком.
Кстати, некоторым участникам консультаций, представляющим политическую элиту и рядящихся в тогу лекторов, пришлось напомнить позицию, которую очертил президент Азербайджана Ильхам Алиев на одном из международных саммитов, кстати, проходившем в Стамбуле: «В Карабахе окончена битва, а не война и мы еще не сказали последнего слова».
В то же время в Турции понимают, что Азербайджан уже далеко не та страна, которой была еще 10 лет назад. У нас развилась не только экономика, но и национальное самосознание и гражданское общество и необходима аналогичная работа турецких друзей с различными компонентами этого сообщества и учет как политических настроений в Азербайджане, так и общественного мнения.
Поэтому указанная встреча одобрила более скоординированные и спланированные усилия по работе с экспертным и гражданским сообществами.
Б.Б.