Зияфет Аскеров: «Территориальная целостность Азербайджана – не предмет обсуждения»
Эксклюзивное интервью 1news.az с первым заместителем председателя Милли меджлиса Азербайджана, председателем комитета по безопасности и обороне Зияфет Аскеров
- Завтра исполняется 40 лет со дня прихода к власти общенационального лидера Гейдара Алиева. Что вы вспоминаете, оглядываясь на то время?
- Известно, что когда 14 июля 1969 года Гейдар Алиев впервые пришел к власти в республике, Азербайджан был одной из самых отсталых среди союзных республик. Приход к власти Гейдара Алиева привнес в жизнь республики свежую струю, положил начало процессам обновления во всех сферах жизни. Была объявлена борьба против коррупции и взяточничества по всем фронтам.
Между прочим, этой теме был посвящен фильм «Следствие». Было достигнуто оживление также в промышленности и сельском хозяйстве, начата кампания, направленная на усиление представительства азербайджанцев в государственных органах. Одной из исторических заслуг общенационального лидера следует считать создание военного училища им. Джамшида Нахчыванского. В принятой в апреле 1978 года новой Конституции АзССР в отличие от многих других союзных республик был оговорен государственный статус языка титульной нации.
Излишне говорить, сколько усилий и риска требовали все эти шаги от руководителя одной из советских республик, однако наш общенациональный лидер обладал необходимой силой воли, знаниями и способностями для этого. Считаю, что уже тогда он предвидел независимое будущее Азербайджана и исподволь готовил его фундамент. Безусловно, обретение государственной независимости, и тем более вторичный приход Гейдара Алиева к власти в июне 1994 года позволил осуществлять эти мероприятия еще более целенаправленно и уверенно.
- Тем не менее, самая болезненная проблема Азербайджана – Карабахская остается нерешенной. На днях – 18 июля ожидается очередная встреча президентов Азербайджана и Армении.
- Известно, что совсем недавно, на встрече «восьмерки» было принято совместное заявление глав государств США, России и Франции. Я считаю, что следует ожидать прогресса в этом вопросе на встрече 18 июля. Как бы там ни было, принцип урегулирования армяно-азербайджанского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана сохраняет первоочередное значение.
- Какого вы мнения о мадридских принципах?
- Об этих принципах много говорят, но я их не читал. Я знаком с московской декларацией.
- Эти принципы из 6 пунктов обнародованы буквально на днях Государственным департаментом США.
- Я в курсе заявления Государственного департамента, но хочу отметить, что в принятой в прошлом году московской декларации территориальная целостность Азербайджана оговорена совершенно однозначно и как первоочередной момент. То есть, территориальная целостность нашей страны не является предметом обсуждения. Лишь в рамках этого основополагающего принципа можно вести переговоры.
- Если вы читали заявление Государственного департамента США, то какова ваша оценка мадридских принципов?
- Я ознакомился с этими принципами из печати, но официального документа не видел, и поэтому мне трудно отвечать на ваш вопрос. Я читал московскую декларацию в виде официального документа, и там записано, что карабахская проблема должна решаться только на основе норм и принципов международного права. Как известно, эти нормы и принципы заключены в 4 известных резолюциях Совета безопасности ООН, документах Совета Европы и др.
- По-вашему, может ли встать в повестке дня военный вариант решения проблемы?
- Мы всегда заявляли и продолжаем придерживаться тезиса о том, что мирное решение отвечало бы интересам обеих сторон. Однако, если законные интересы Азербайджана не будут обеспечены, то этот вариант будет рассматриваться как крайний.
Кямиль Хамзаоглу