Кого утопит Черкизон?
Волны экономического землетрясения, вызванного закрытием Черкизовского рынка в Москве, прокатятся по всем городам России.
Федеральная миграционная служба (ФМС) рекомендовала своим территориальным органам не соглашаться на привлечение иностранцев для работы в сфере торговли. Это значит, что к эффекту неплатежей и недопоставок, вызванному арестом имущества оптовиков на Черкизовском рынке, добавятся новые расходы – владельцам торговых точек, реализующих дешевые товары, труднее будет искать дешевую рабочую силу.
«Два года назад уже делалась попытка изгнать с рынка всех иностранных работников, освободить там рабочие места для россиян,- отмечает председатель Международной ассоциации трудовой миграции Николай Курдюмов. – Кончилось все тем, что люди стали оформлять, скажем, азербайджанских продавцов как «менеджеров по продажам», «экспертов по маркетингу» и т.д. Дело все в том, что поток трудовых мигрантов, несмотря на кризис, значительно не снижается. А мигранты к нам едут часто не самые квалифицированные и не самые образованные. Очень часто единственная сфера, в которой они могут и хотят работать, - это торговля».
Понятное дело, что соглашаются на такую карьеру «менеджеры по продажам» не от хорошей жизни. Как показывают исследования Независимого института социальной политики, торговля давно уже вышла из списка высокооплачиваемых профессий. В отличие от советских времен, когда работа в сфере торговли давала доступ к механизму распределения, а значит, и к повышенным доходам, сегодня эта работа, наоборот, оплачивается плохо и часто становится уделом людей, стоящих на нижних ступеньках социальной лестницы. По мнению члена президиума предпринимательской организации «Опора России» Владлена Максимова, на практике торговлей занимается около 70 процентов мигрантов, причем часто они соглашаются на те рабочие места, от которых граждане России за аналогичную зарплату, просто отказываются.
Попытка направить трудовые ресурсы из-за рубежа в нужное для страны русло,- дело очень нужное, но одним приказом эта проблема не решается. Это прекрасно известно из опыта других стран, да и из нашего опыта последних десятилетий. Очень трудно, почти невозможно перенаправить миграционные потоки одним административным решением. Ясное дело, что России сегодня в первую очередь нужны люди рабочих специальностей. Но что делать, если советские ПТУ, техникумы и даже институты во многих странах СНГ рухнули вместе с советской системой образования?
За минувшие с развала СССР годы в Азербайджане, Таджикистане, некоторых других странах выросло поколение молодых людей, не говорящих ни на русском, ни на каком-либо из других мировых языков. Те люди, которым в этих странах все же удается получить какое-то образование, часто связывают свои надежды с отъездом в дальнее зарубежье или с работой на хлебных местах в госструктурах в собственной стране. России же достается не самый лучший миграционный контингент.
«Нам нужно понять, что во всем мире за качественных мигрантов идет борьба, страны конкурируют за то, чтобы заманить к себе образованных и квалифицированных работников,- отмечает Жанна Зайончковская, заведующая лабораторией анализа и прогнозирования миграции РАН. – Россия заинтересована в том, чтобы в соседних с ней странах возрождалась система образования – и не только школьного, но и среднего специального. Однако сейчас наши власти не хотят этим заниматься».
Очень трудно помогать странам, чье руководство каждый день оскорбляет Россию или заявляет о своем нежелании иметь с ней что-либо общее. Тем не менее бывшие колониальные империи, наступая на горло собственной гордости, часто идут на такие шаги. Великобритания и Франция выделяют средства на создание учебных заведений в своих бывших колониях в Африке. Испания живо интересуется созданием рабочих мест в Сенегале и в Марокко, несмотря на некоторые не вполне дружественные заявления марокканского руководства. Почему?
Да потому что, скажем, сенегальцы, отчаявшись заработать себе на жизнь дома, плывут на плотах к Канарским островам и оказываются в лагерях для перемещенных лиц, становясь проблемой уже для испанского правительства. С нелегальной или нежелательной (как правило, некультурной или неквалифицированной) миграцией лучше бороться не у себя дома, а у ее истоков – за границей.
Поскольку у нас никакой работы за рубежами России не ведется, происходит очень опасный процесс – вытеснение «качественных» мигрантов другими, не вполне желательными элементами.
«На нашем рынке всегда существовал определенный стандарт качества,- говорит Зухра, одна из продавщиц рынка «Садовод», подвергшегося нашествию пришельцев с разгромленного Черкизона. – Здесь все хорошо говорили по-русски, честно предупреждали покупателей, если за низкую цену среди множества, скажем, дисков один или два могли оказаться бракованными. А сейчас нас отсюда вытесняют люди, привыкшие загребать деньги любыми методами».
Одними административными решениями такую проблему не решить. На встрече с руководством Общественной Палаты 14 июля представители Федерации мигрантов России (ФМР) отметили, что перед закрытием Черкизовского рынка с торговцев сняли арендную плату за месяц вперед, а арестованный товар пока не выдают ни представителям проштрафившегося холдинга Тельмана Исмаилова АСТ, ни не повинным, ни в чем мелким торговцам. В ожидании своего товара люди ночуют на турбазах в Подмосковье.
«Мне не очень понятно, как все это согласуется с конституционными принципами, по которым никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда, и каждый имеет право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом деятельность,- считает участвовавший во встрече с представителями ФМР член Общественной Палаты Александр Брод.
Контрабанде и беззаконию на Черкизовском рынке нужно было положить конец, но не такими методами».
Дмитрий Бабич, обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА-Новости