Немецкий эксперт: «Анкара не хочет открывать границу до тех пор, пока Армения держит в оккупации азербайджанские территории»
Развитию отношений между Арменией и Турцией может помочь футбол. Так казалось после матча в Ереване, но перед ответной игрой все настроены менее оптимистично.
Армения и Турция оказались в одной подгруппе отборочного турнира чемпионата мира по футболу 2010 года. После игры в Ереване казалось, что футбол может помочь примирению двух стран. Но перед ответным матчем все настроены менее оптимистично, утверждает Бахаэддин Гюнгер (Bahaeddin Gьngцr), руководитель турецкой редакции Deutsche Welle, передает dw-world.de.
По словам Бахаэддин Гюнгера пограничный вопрос - с турецкой точки зрения - чрезвычайно сложная проблема, поскольку Анкара не хочет открывать границу до тех пор, пока Армения оккупирует азербайджанскую территорию и азербайджанцы, бежавшие из Нагорного Карабаха, вынуждены жить в изгнании. Турция не может примириться с сохранением такого положения дел.
«Азербайджанцы и турки - братские, тюркоязычные народы, мусульмане, то есть между ними существует высокая степень взаимопонимания. Кроме того, Азербайджан важен для Турции как поставщик нефти и газа. С другой стороны, Турция очень заинтересована в хороших отношениях с Россией. Россия - мировая держава и конфликтовать с нею Турции не с руки. В общем, здесь много нюансов. Но нельзя забывать одного «общего знаменателя»: все страны региона - Азербайджан, Армения, Грузия, Турция и Россия - члены Совета Европы. А потому у них всегда есть возможность для контактов в Страсбурге. Именно там подбираются «камешки», из которых со временем должна сложиться целая мозаика», сказал Гюнгер.
Немецкий эксперт отмечает, что не стоит забывать, что Армения обвиняет Турцию в так называемом «геноциде» армян в 1915 году. Турция это обвинение категорически отрицает и уверяет, что события 1915 года надо рассматривать как частный эпизод Первой мировой войны. Армения, по версии турецкой стороны, действовала в союзе с Россией, и все произошедшее тогда в Османской империи - следствие их террористических атак и последовавшей за этим депортации.
«Надеяться сейчас можно только на то, что Турция начнет хоть какое-то движение навстречу Армении. Политики двух стран могли бы сесть за стол переговоров, но для этого Армения должна отказаться от своих территориальных притязаний в Восточной Анатолии. Армения, как известно, рассматривает часть Восточной Анатолии как исторические территории расселения армян. Эти притязания очень беспокоят Анкару, где многие полагают, что если Турция хоть в чем-то уступит Еревану, то с армянской стороны тут же раздадутся территориальные притязания», подчеркивает Гюнгер.
Э.Рустамов