Подготовка вторжения в Грузию или война нервов?
Приближается годовщина августовской 5-дневной грузино-российской войны, когда Москва под предлогом нападения на ее так называемые «миротворческие силы» и для защиты Южной Осетии вторглась в Грузию, ее войска захватили Гори, вошли в Поти и остановились на подступах Тбилиси.
Многие российские политики и аналитики публично называли ошибкой и проявлением нерешительности то, что операция не была доведена до конца, а законный президент Грузии Саакашвили остался на своем посту. Признание «независимости» Абхазии и Южной Осетии, а по существу, аннексия этих грузинских территорий им кажется недостаточной компенсацией за собственные военные и финансовые усилия, понесенные политические и имиджевые потери. Ведь в результате августовской войны позиции Москвы на Южном Кавказе не укрепились, а напротив ослабли. Полностью потеряно влияние на Грузию, утрачены коммуникации с Армянским форпостом и Гюмринской военной базой, нежелательный проект трубопровода «НАБУККО» последовательно продвигается в ущерб планам российского «ГАЗПРОМа».
Свергнуть ненавистного Кремлю Саакашвили не удалось ни руками оппозиции, ни получить его голову от Запада в обмен на уступки по другим вопросам. Поэтому правящими кругами России вновь развернули кампанию военных угроз. На территории Северо-Кавказского округа, сопредельного с Грузией, недавно проведены масштабные военные учения 58 армии. В Абхазии и Южной Осетии размещено по несколько тысяч российских солдат, танки Т-90, ракетные установи. Кроме того, Россия расположила по линии «границ» сепаратистских регионов с Грузией до 1 тысяче своих пограничников. Москва блокирует работу международных наблюдателей, и фактически отказывается от своих обязательств, зафиксированных в «плане Медведева-Саркози».
В недавней статье в The New York Times бывшие послы США в Грузии Уильям Кортни и Кеннет Яловиц, а также бывший посол Еврокомиссии в Грузии Денис Корбой предупредили, что факты все больше указывают на то, что Россия планирует новое военное наступление. Как бы в подтверждение этих опасений Цхинвальский режим посредством российских СМИ начал провокационную кампанию о якобы участившихся обстрелах с грузинской стороны и выдвинул наглые претензии на территории, ранее никогда не входившие в состав югоосетинской автономии. Угрожающие заявления сделали представители российского Генерального штаба и МО.
В свою очередь МИД РФ выступил с заявлением, в котором настойчиво «рекомендовал» Грузии заключить соглашения о неприменении силы, причем не с Россией, а марионеточным Цхинвальским и Сухумским режимами. По-существу, это означает требование признать де-факто независимость Абхазии и Южной Осетии, что равносильно самоубийству правительства Саакашвили и предваряет переход Грузии под протекторат России.
Параллельно продолжается дипломатический зондаж США (недавний телефонный звонок Медведева президенту США Обаме), Турции (визит Путина в Анкару), Азербайджана (неожиданный приезд в Баку министра обороны РФ Сердюкова) на предмет их реакции в случае военных осложнений в регионе. Россия, подобно Ширхану, тигру-людоеду из известной сказки Киплинга, кружит вокруг Грузии и рычит: «Это моя добыча, отдайте ее мне». Но современная «стая», то бишь международное сообщество, отказывает Москве в этом, предлагая забыть о «законах джунглей» и более цивилизованно артикулировать свои интересы. США и Евросоюз ясно дали понять, что эксклюзивных прав России на постсоветском пространстве не признают и Грузию без поддержки не оставят.
Не является ли в таком случае раздуваемая СМИ возможность нового военного вторжения России в Грузию всего лишь составной частью «войны нервов», которую Москва ведет против правительства Саакашвили? Многие российские аналитики считают, что войны не должно быть, хотя бы потому, что президент Саакашвили, наученный предшествующим опытом, повторно не решится на военную авантюру. Для России же, по их мнению, позитивные результаты военной кампании не гарантированы, а потери и риски несоразмерно велики. Ведь решись Грузия сопротивляться возможному вторжению и получи нужную поддержку извне, Россию может ожидать не легкая победа, а унизительная неудача. Напомню, что не так давно, для того чтобы установить военный контроль над Чечней, Москве пришлось мобилизовать все свои сухопутные силы и потратить на это 2 года. Да и то, достигнутые результаты весьма сомнительны.
Однако негативные сценарии развития событий не исключаются. Ведь и прошлым летом большинство экспертов считали военное столкновение России и Грузии маловероятным, но, тем не менее, оно произошло. Так что, если даже август пройдет без осложнений, Тбилиси и международному сообществу терять бдительность не следует. Очевидно, что проблема не в иррациональной личной неприязни кремлевских правителей к Саакашвили. Проблема не исчерпывается и вполне объяснимым желанием России воспрепятствовать масштабным коммуникационным проектам, уводящим потоки каспийской и центрально-азиатской нефти, газ, других грузов мимо ее территории. Москва сталкивается с растущими сепаратистскими и террористическими вызовами на Северном Кавказе и не исключено, что определенные круги российской правящей элиты пришли к выводу, что подавить опасные тенденции и обеспечить долговременную стабильность РФ можно лишь после возвращения Южного Кавказа и, в первую очередь, Грузии под ее контроль. Эти настроения питаются историческими аналогиями установления господства Российской империи на Кавказе в 19 веке.
Российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр, другие аналитики прямо говорят о тайном желании Москвы «превратить Грузию в конфедерацию, расколотую на множество мелких частей». Можно лишь догадываться о подобных планах в отношении Азербайджана, которые, возможно, уже прорабатываются в тиши кабинетов и ждут своего часа. По крайней мере, армянские союзники Москвы часто выбалтывали о них в форме своих ожиданий. А о несостоятельности Украины и грядущем его распаде не стесняются публично рассуждать даже российские официальные лица. Так что обольщаться внешне неплохими в последние годы двусторонними азербайджано-российскими отношениями и полагать, что осложнения вокруг Грузии нас не затронут – было бы опасным заблуждением.
В заключение скажу, что новое вторжение в Грузию вполне можно предотвратить. Лучший способ для этого - недвусмысленная и единодушная воля международного сообщества, причем выраженная не только США и Евросоюзом, но и Турцией, Азербайджаном, другими странами, даже союзниками России по ОДКБ. При всей внешней самонадеянности в Москве не разучились считать и вряд ли готовы противопоставить себя всему миру, пополнив кампанию стран-изгоев.
Расим Мусабеков, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора