Вальтер Швиммер: «В Совете Европы не должно быть никаких двойных стандартов»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем Международного координационного комитета мирового общественного форума, бывшим генеральным секретарем Совета Европы Вальтером Швиммером
- Выборы генерального секретаря Совета Европы в этом году по какой-то причине превратились в большую дилемму. Почему, на ваш взгляд, это произошло, и какую роль играют персоналии, если говорить об отдельно взятых кандидатах в генсеки СЕ?
- Я действительно сожалею о конфликте между Комитетом Министров и Парламентской ассамблеей. Это нехорошее явление для организации, тем более для нового Генерального секретаря. По моему мнению, Комитет Министров интерпретировал отчет премьер-министра Янкера слишком формально. Если должным образом ознакомиться с отчетом, можно видеть, что премьер-министр говорит, прежде всего, о том, что Генеральный секретарь должен быть авторитетной политической фигурой, с соответствующим опытом. Я думаю, что эти критерии более важны, чем те, которые предъявлялись ране.
- Азербайджан выступает против возможности восстановления должности докладчика ПАСЕ по политзаключенным в Азербайджане в то время, как этого не делается в отношении других стран, в частности, Армении, где политическим гонениям после президентских выборов подверглись десятки человек. Считаете ли вы такой подход проявлением двойных стандартов, или это нечто другое?
- Я достаточно хорошо знаком с вопросом политических заключенных в Азербайджане, потому что его решение этого было одним из обязательств республики во время вступления в Совет Европы во время моего срока полномочий. В тот период я высоко ценил сотрудничество азербайджанских властей, и мы были рады, что преуспели в совместном решении большинства вопросов.
Я согласен, что не должно быть никаких двойных стандартов в Совете Европы, и в частности, ни в одном из государств-членов не должно быть никаких политических заключенных.
- Главы азербайджанской и армянской делегаций в ПАСЕ периодически встречаются по инициативе президента ассамблеи. Поддерживаете ли вы такого рода контакты?
- Я полностью поддерживаю эту практику и выступаю за активизацию такого рода контактов между азербайджанцами и армянами, народами, которые еще в совсем недавнем прошлом мирно жили вместе. Я только могу поддержать инициативу президента ПАСЕ и выразить надежду на ее содействие улучшению климату в отношениях между двумя странами, что поможет лидерам страны достичь компромиссного решения.
- Некоторые силы в Европе продолжают заявлять, что Турция априори не может стать членом Евросоюза, хотя бы потому, что не является христианской страной. Что вы думаете по этому поводу?
- Это - чистый воды нонсенс. Прежде всего, Турция, как Азербайджан или Босния и Герцеговина и Албания, также страны с большим мусульманским населением, давно уже являются членами европейской семьи, представленной Советом Европы. Во-вторых, ни Совет Европы, ни Европейский союз не являются религиозными организациями. Конечно, европейское культурное наследие в большей степени основано на христианских ценностях и традициях, но не исключительно на них. Ислам так же вносит вклад в европейское культурное наследие и идентификацию. Более того, 100 миллионов из 800 миллионов человек, живущих в странах-членах Совета Европы, являются мусульманами. Так что решение вопроса о членстве в Евросоюзе должен решать не религиозный фактор, а соответствие определенным критериям.
- Вы знаете Азербайджан достаточно хорошо. Считаете ли вы, что эта мусульманская страна со временем сможет стать полноценным членом европейской семьи, интегрировавшись во все ее структуры?
- На мой взгляд, культурные связи Азербайджана настолько сильны, что это было правильным решением азербайджанского руководства добиваться членства в Совете Европы. И подтверждение этого решения со стороны других 40 государств-членов тогда стало подтверждением того, что Азербайджан принадлежит как культурно, так и политически к Европе. Географическая граница между Азией и Европой - весьма произвольная и не может решить культурную и политическую принадлежность страны.
Махир Мамедов