В Азербайджане судебный приговор в отношении двух молодых людей вынесен за хулиганские действия – правозащитник

Представляем вниманию читателей интервью известного азербайджанского правозащитника Чингиз Ганизаде, данное им информационному агентству Trend.
- В прессе озвучивается мнение, что арест Эмина Абдуллаева и Аднана Гаджизаде связан с их общественной деятельностью. Каково Ваше мнение по этому поводу?
- По имеющимся у меня данным, уголовное дело в отношении Абдуллаева и Гаджизаде было возбуждено по факту хулиганства. В сообщениях прессы о судебных заседаниях также не говорится, что они были привлечены к ответственности за свою общественную деятельность. Лично я считаю, что подобные мнения не имеют никакого основания.
- В сообщениях в прессе, в которых ссылаются на заявления представительств зарубежных стран и иностранных политических структур, отмечается, что следствие и судебный процесс по делу проходили непрозрачно и закрыто. Что Вы можете сказать в связи с этим?
- Следствие по любому делу должно проводиться в соответствии с процессуальным законодательством. Следственные действия должны вестись с участием обвиняемых лиц и их защитников. Защищающаяся сторона должна ознакомиться со всеми материалами дела. Если эти основные требования выполняются, то нельзя говорить о непрозрачности следствия. Касаясь же темы закрытости следствия для общественности, то до сих пор я еще ни в одной стране не встречал, чтобы общественности сообщались подробности о следствии по уголовному делу. Поэтому я считаю, что претензии на непрозрачность следствия немного непонятны.
В связи с судебным процессом должен отметить, что я внимательно следил за его развитием в прессе. Я нигде не встречал информации о том, что какое-либо судебное заседание в связи с рассмотрением дела по сути проходит закрыто. Судебные заседания по делу проходили с участием общественности, а также представителей международных организаций и посольств различных стран. Считаю, что сообщения о проведении судебного процесса за закрытыми дверями являются безосновательными.
- После вынесения приговора генсек Совета Европы, представители ряда посольств и представительств зарубежных стран выступили с заявлениями в связи с приговором и судебным процессом в целом. Как Вы оцениваете эти заявления?
- Заявления посольств зарубежных стран в связи с судебным процессом по «делу блогеров», которые не основаны на фактах, направленные на политизацию вопроса, должны однозначно оцениваться как предвзятое отношение к деятельности судов и правоохранительных органов Азербайджана и давление на них. В связи с распространенным заявлением посольства Германии о создании в Азербайджане «новых политзаключенных» стоит отметить, что даже докладчик Совета Европы по вопросу политзаключенных в Азербайджане Кристоф Штрассер в своих заявлениях не использовал этого выражения. Использование термина, не имеющего юридического описания, долгое время порождавшего юридические споры, должно оцениваться как попытка перевести уголовное дело из юридической плоскости в политическую. Помимо этого, представитель МИД Германии забывает, что и в его родной стране в заключении находится один блогер. Немало сообщений и о том, что и в других странах Европы есть блогеры, находящиеся под арестом.
Я уже высказал свое мнение касательно утверждений о том, что уголовное дело и судебный процесс в отношении Абдуллаева и Гаджизаде связаны с их общественной деятельностью. По-моему, генсек Совета Европы Торбьерн Ягланд не должен был озвучивать подобные необоснованные мнения в своем заявлении.
В целом, сторона, оставшаяся недовольной судебным процессом или же приговором суда, может воспользоваться любыми юридическими средствами, имеющимися в ее распоряжении, для защиты своей позиции. Подобные же заявления удерживают защиту от использования юридических средств, что в итоге приводит к нерациональной защите. С этой точки зрения я не верю, что заявления международных организаций и посольств зарубежных стран окажут положительное влияние на освобождение двух молодых людей. Наоборот, эти заявления задерживают освобождение осужденных лиц.
По моему мнению, гораздо эффективнее, если двое молодых людей и их защитники подали бы жалобу на приговор суда. Надеюсь, что высшие судебные инстанции продемонстрируют гуманный подход и Абдуллаев с Гаджизаде будут отпущены на свободу.
К.Б.