Томас де Вааль: «Резня у азербайджанского города Ходжалы действительно была самой большой трагедией карабахской войны»
Эксклюзивное интервью 1news.az с британским журналистом, автором книги о Карабахском конфликте «Черный сад» Томасом де Ваалем
- Что вы можете сказать о Ходжалы и ходжалинцах как человек, написавший книгу о карабахском конфликте?
- Резня в феврале 1992 года недалеко от азербайджанского города Ходжалы действительно была самой большой трагедией карабахской войны. Если до этого международное сочувствие скорее было на стороне карабахских армян, то ходжалинская трагедия изменила ситуацию, и в мире узнали о страданиях азербайджанцев.
Очень важно, чтобы чтили память жертв Ходжалинской трагедии. Но я считаю, что азербайджанцы должны быть осторожными в подходе к этой трагедии. С каждым годом эта дата отмечается все громче и существует риск, что все это превратится больше в элемент пропаганды. Главное, чтобы этого не произошло.
- Можно ли сказать, что после таких событий два народа смогут жить бок о бок? В свое время французы и немцы также жестоко воевали между собой, но сейчас они умудряются совместно строить новую Европу. Как это им удалось и возможно ли подобное развитие событий между Азербайджаном и Арменией?
- Карабахский конфликт был большой трагедией для всех тех, кто пострадал от него. Это личная трагедия тысяч людей и семей. Я сам много лет изучал этот конфликт, встречал многих людей с обеих сторон, которые потеряли мужей, жен, детей, братьев, сестер. Поэтому сказать, что я недооцениваю то, что случилось – просто невозможно. Но опять же, не желая показаться циничным, я напоминаю, что это был не самый кровавый конфликт в истории человечества.
За все время конфликта погибло около 20 тыс. человек, что равно потерям Советского Союза за один день Великой Отечественной войны. В недавние времена количество жертв было гораздо выше в Боснии, Чечне, Руанде и Конго. Не забывайте то, что армян и азербайджанцев погибло меньше, и это конечно радует.
У армян и азербайджанцев большая общая история и культура. У них много смешанных браков и между ними хорошие отношения в Грузии, в Москве, в Иране, везде вне конфликтной зоны. Исходя из этого, я считаю, что если найдется политическое решение, которое обеспечит безопасность людей, то в будущем не будет проблем в их совместном проживании. Меня беспокоит то, что официальная пропаганда, особенно по телевидению, внушает ненависть к другой стороне у молодого поколения, которое не жило бок о бок в советские времена.
- Каким вы видите решение Карабахского конфликта и как он должен быть урегулирован?
- Карабахский конфликт решится, когда стороны придут к выводу, что они уже не желают победы себе и поражения другой стороне, но хотят взаимоприемлемого решения, в котором победители все, и все начинают сосредотачиваться на будущем, а не на прошлом. Внешние силы могут способствовать этому, но, в конце концов, все зависит от воли людей в регионе.
- Можете ли вы привести в пример хотя бы один случай, когда страна-оккупант по своей воле просто так вернула бы без войны захваченные земли?
- В конце Второй мировой войны союзники оккупировали большую часть Европы и Советский Союз даже ввел свои войска в Иран, который не являлся союзником Германии. В конце концов, они вывели свои войска. Армянский президент Серж Саргсян говорил не раз, что он не считает такие регионы, как Агдам, армянской территорией. Все знают, что эти регионы - азербайджанская территория, и они в один день будут возвращены Азербайджану. Проблемы же, которые до сих пор нуждаются в решении, это сроки возвращения территорий и статус самого Нагорного Карабаха.
Эльшан Рустамов
5117