Алескер Тагиев: «Потенциал азербайджанцев в России высок в любой области»
Интервью 1news.az с Первым заместителем Председателя Международного союза юристов, Вице-президентом Всероссийского Азербайджанского Конгресса, профессором Алескером Тагиевым
- Алескер Солтанович, со временем, когда человек добивается успеха, со стороны кажется, что все легко и просто. Сегодня вы высококлассный юрист, при этом вы являетесь одним из руководителей такой респектабельной структуры как Международный союз юристов, преподаете в Российской Академии государственной службы при Президенте РФ. Однако не всегда так было. А как все начиналось?
- Я начинал учебу в Баку, а продолжил в Московском государственном университете. После окончания МГУ в 1980 году, я вернулся в родной город и работал семь лет в системе юстиции и в судебных органах.
Затем был снова переезд в Москву, работа в центральном аппарате Министерства Юстиции СССР, я возглавлял управление общественных объединений. Я много ездил тогда по роду деятельности по союзным республикам, областям и краям. Время было сложное и надо сказать, что этот период моей деятельности совпал с глобальными изменениями жизни в целом, и конечно, отношениями между людьми. Передо мной прошло несколько поколений политических деятелей и, когда генеральным секретарем ЦК стал Михаил Горбачев, мы перешли к эпохе «перестройки», когда полностью менялись ориентиры. Могу сказать, время было сложное – люди рассчитывали на лучшее, но положение для многих становилось все хуже.
- Вы уже занимали ответственную должность в серьезной государственной системе управления, а сколько вам было тогда лет?
- Мне было 30 лет. Конечно, я был молод по возрасту, но динамика событий политической жизни нашей страны – я застал и «перестройку», и распад СССР и то, как рушилась государственная система управления, способствовали воспитанию большей ответственности, приобретению опыта в противоречивых и постоянно меняющихся обстоятельствах.
- Вы прошли сложный и очень интересный путь, потому что ваше личностное и профессиональное становление во многом произошло в эпоху переходного периода 80-90х годах. Многие люди, сделавшие тогда карьеру, сегодня являют собой далеко не лучший пример для подражания, однако, зная вас уже много лет, я могу сказать, что вам удалось сохранить нравственные начала и профессиональный рост…
- Я хотел бы надеяться, что это мне удается. Познавая мир, получая новые знания и приобретая жизненный опыт, мы все меняемся, но я глубоко убежден, что у человека, независимо от общественного признания, достижений, успехов, должен оставаться стержень, нравственный ориентир. Как бы привычно это не звучало, но человек независимо от успеха должен оставаться человеком.
- Алескер Солтанович, вы долгое время работали в системе юстиции, судебных органах, продолжаете активно заниматься научной работой и юридической практикой, скажите, что изменилось в деятельности судов, правоохранительных органов России за последние годы?
- Вы знаете, в рамках нашей беседы, сложно ответить на этот вопрос, но если ответить коротко, то безусловно, в России за последние годы проведена судебно-правовая реформа, большая законодательная работа, принят Гражданский кодекс, дальнейшее развитие получили институты гражданского права, соответствующие новому уровню развития рыночных отношений, учитывающие положительный опыт европейских стран и участников Содружества Независимых Государств. Приняты новые кодексы в отраслях материального и процессуального права.
В процессе осуществления судебно-правовой реформы большие изменения произошли в судоустройстве и судопроизводстве. Наряду с действующими судами общей юрисдикции, в России создана система арбитражных судов, рассматривающие экономические споры. В то же время, как вы знаете, в деятельности правоохранительных органов и судов происходят существенные сбои, о которых немало говорилось в Ежегодном Послании Президента России Д.А.Медведева Федеральному Собранию и о которых, постоянно говорят и пишут средства массовой информации.
Мне представляется, можно выделить два направления в этой связи и две важные проблемы: необходимо, на мой взгляд, не только совершенствовать действующее законодательство, что само по себе очень важно, но и повсеместно повышать эффективность правоприменительной практики. Основная проблема – это искоренять правонарушения, коррупцию и негативные явления в самой системе правоохранительных органов. Необходимо продолжить реформирование правоохранительных органов, и прежде всего органов внутренних дел, усилить ответственность сотрудников правоохранительных органов за совершенные ими правонарушения, в частности, считать отягчающим ответственность обстоятельством совершение правонарушений работником правоохранительных органов. И в этом плане в настоящее время в России предпринимаются меры. И вторая проблема – это подготовка профессиональных кадров, без которых невозможно эффективное функционирование правоохранительной системы.
Мне часто приходиться бывать в различных странах, изучать деятельность правоохранительных органов и, надо сказать, что во многих зарубежных странах накоплен позитивный опыт, который можно и нужно использовать в развитии судебной системы и правоохранительных органов.
- Как жизнь в Баку и ваше воспитание сказались на вашей дальнейшей жизни в Москве?
- Я в 30 лет уже занимал достаточно высокое положение и был одним из самых молодых руководителей нашей структуры. Однако я всегда понимал, что с одной стороны, сущность человека определяется генетическим кодом, т.е. например, человек рождается смелым или трусливым от природы, но с другой, очень многое зависит от воспитания, и конечно моя семья не исключение. Семья, школа, в которой я учился, город, где я вырос - все это, безусловно, сформировало меня и подготовило к дальнейшей жизни. В Баку всегда были добрые отношения между людьми, люди были «теплые» и, конечно, это все мне помогало. Так что, безусловно, в моем формировании большую роль сыграло мое происхождение и жизнь в Баку. Я довольно часто слышу, как многие с восторгом говорят о Баку, и я всегда солидарен с этими высказываниями, могу еще с большим восторгом говорить о своем городе, потому что в моих воспоминаниях: и отношения в школе, и во дворе, и между соседями были теплые и доверительные. Это во многом сформировало и отношение к жизни. В Москве люди живут особняком. Когда мы здесь получили квартиру, на нашей лестничной площадке никто друг друга не знал, и мы с супругой даже были инициаторами познакомиться, потому что странно было, что никто ни с кем не общался. Обособленность всегда характерна для больших городов и не только на уровне соседей. Например, я хорошо помню, как работая в центральном аппарате министерства юстиции СССР, общение было на уровне рабочих отношений, и когда я однажды пригласил своих коллег к нам домой, они были удивлены, так как это не было принято... Те хорошие, теплые, радостные и яркие воспоминания о Баку останутся навсегда.
- Вполне вероятно, с течением времени в вашем окружении появляются люди, которые относятся к вам потребительски. Зная ваши возможности, стараются быть рядом, не потому что искренне вас ценят, а потому, что понимают - удобно. Как вы к этому относитесь?
- Безусловно, не бывает так, чтобы все к тебе относились доброжелательно. Мы все совершаем ошибки и по отношению к нам их совершают. По-моему, самая большая человеческая ценность- это уметь прощать ошибки других. Что касается моих отношений с людьми, то они у меня всегда ровные. Другое дело, если по отношению ко мне несправедливо поступают: я беру паузу и не общаюсь. Я не сторонник выяснять отношения.
- То есть вы не конфликтный человек?
- Нет, мне кажется, конфликтовать - это потеря времени. Что касается «потребительства», я к этому отношусь спокойно. Бывают люди, которые годами не появляются, но когда им нужно что-то решить или прибегнуть к моей помощи, они меня находят. Ко мне обращаются с различными вопросами: и профессиональными, и с жизненными... Я думаю надо идти на встречу и помогать, не ожидая благодарности, потому что когда-то этот человек проходил через твою жизнь и это важно. Умение не конфликтовать определяется воспитанием и самовоспитанием. Находить компромиссы гораздо сложнее, чем идти на конфликт, ведь это предполагает гибкость и учет мнений. Мне нравится традиционная английская фраза: "Вы правы, но я так не думаю".
- Говорят "Благими намерениями выстлана дорога в ад", как вы относитесь к такому суждению? По-моему оно актуально сегодня…
- В поговорке говорится о намерениях, а не о делах. Я думаю важно осуществлять намерения. Дать слово себе о том, что я не буду делать благих дел? По-моему несерьезно. Пока жизнь продолжается, возникают разные ситуации. Могу сказать, что я много лет не меняю номер телефона и сам отвечаю на звонки. Более того, как вы видите, я не окружаю себя помощниками, которые станут усложнять со мной встречу. На практике я знаю, что если ты кому-то нужен, то тебя обязательно найдут.
- Психология успешных людей свидетельствует о том, что они практически никогда не говорят "нет", но, пообещав однажды и не сдержав слово, слывут ненадежными людьми…
- Я умею говорить "нет", но делаю это редко. Честно сказать, обычно я всегда говорю «да». Но если я вижу, что абсолютно точно я не могу быть полезен, я отказываю.
- Вы положительный и позитивный, воспитанный и на редкость интеллигентный человек. Я в вашем голосе никогда не слышала раздражения. И все-таки, как-то все благостно. Есть ли в вашей жизни люди, которым вы можете сказать всю правду без обиняков?
- Да, это очень близкие люди. Суть в том, что правду можно сказать по-разному. Можно сказать так, чтобы человека не обидеть и не оскорблять его достоинство. А можно обидеть так, что потом не исправить. Даже говоря нелицеприятную правду, стараюсь так сказать, чтобы человек понял, что он не прав, потому что когда слово облекается в обидную форму, оно не воспринимается.
- Как Вы относитесь к семейным ценностям и роли вашей супруги в воспитании детей?
- Семья, жена и дети – это судьба! Можно считать себя успешным, реализованным человеком, не только тогда, когда вы достигаете высот профессиональной деятельности, что, безусловно, для человека очень важно, но прежде всего, лично для меня, если человек реализован в семейных отношениях и детях. Я приверженец старых семейных ценностей и в этом, я в какой-то степени, консервативный человек. Безусловно, идеально, когда семья складывается с самого начала, как это произошло у меня и для меня супруга – это и жена, и верный надежный друг, которому можно безгранично доверять.В то же время, семья – это ежедневный большой труд по воспитанию детей, по сохранению, развитию семейных отношений и традиций, и в этом смысле, роль как мужчины, так и женщины неизмеримо велика. Моя супруга всегда работала. Она по профессии врач и около двадцати лет работает во Всероссийском центре акушерства и гинекологии. Кроме практической деятельности, она ведет научную работу и защитила докторскую диссертацию по своей специальности. Безусловно, она могла бы не работать, а заниматься только детьми и семейными делами, ведь, как известно, в семье у женщины очень много работы. Но она все успевает и я должен признать, что приоритет в воспитании детей у нее. Несмотря на то, что дети взрослеют, внимания им требуется не меньше. Как говорится: "Маленькие дети – маленькие проблемы, большие дети – большие проблемы". Я считаю, что концентрация на семье, детях – это правильный и верный жизненный выбор, и самое большое счастье – когда в семье вырастают любящие, внимательные, разумные дети.
- Удивительно, обычно восточные мужчины не любят активных женщин и очень комплексуют, когда женщина успешна. Какой рецепт вы можете дать нынешним молодым мужчинам, чтобы не растерять отношения в угоду собственным амбициям и стереотипам?
- В основе хороших отношений всегда лежит уважение, а человек сильный должен уступать. Семью нужно строить на основе взаимоуважения и любви и постараться, чтобы эти отношения прошли через всю жизнь. Хорошие отношения надо уметь поддерживать, мало ведь просто пожениться, за успешной семейной жизнью стоит большой труд. Мне кажется, самое главное поддерживать друг друга брать на себя больше нагрузки и стремиться друг другу помочь.
Дети копируют модель родителей, и дети, видя взаимоотношения родителей, поступают также. Я не стремлюсь наказывать детей. В семье, в которой я вырос, достаточно было строго взгляда отца, чтобы я понял, что я был не прав, у нас не было другой системы ценностей. В азербайджанских семьях развито уважение к старшим, наша семья не является исключением, и даже сейчас, когда моей маме 86 лет, если нужно принимать важные решения, я всегда стараюсь с ней советоваться. В Азербайджане дают хорошее воспитание, есть понятия младшего и старшего.
- Как вы проводите свое свободное время? Занимаетесь ли вы спортом?
- Свободного времени не так много, но если оно есть, то провожу его в семье, люблю ходить на концерты классической музыки, иногда в театры. Я человек не спортивный, но ежедневно стараюсь плавать, когда выезжаем с семьей на отдых – катаемся на горных лыжах. Должен признать, что моя супруга и дети, более активные в спорте. Дети играют в теннис, футбол, регби, плавают, а дочь занимается фигурным катанием.
- Вы являетесь вице президентом Всероссийского Азербайджанского Конгресса (ВАК), как вы участвуете в жизни диаспоры?
- В жизни диаспоры можно участвовать не только через организацию. Я живу в Москве около 25 лет и естественно, мы, бакинцы, общались и общаемся сейчас. Конечно, то что, благодаря инициативе выдающегося политического деятеля Гейдара Алиевича Алиева была создана такая организация, само по себе уже явилось большим шагом вперед для консолидации возможностей азербайджанцев по решению проблем, которых, к сожалению, немало.
Возглавляет ее достойный человек Мамед Джавадович Алиев, академик, человек известный в России. Потенциал азербайджанцев в России высок в любой области, многие работают в государственных органах, сейчас правда, их меньше и меньше, но на то есть причины. Однако, сейчас много азербайджанцев в конкурентных сферах, где нужно быть на голову выше титульного населения, чтобы достичь чего-то. Даже если бы миссией ВАКа явилось только сплачивание азербайджанцев, это уже очень важно. Жизнь скоротечна и консолидация в таких условиях очень важна.
Саадат Кадырова ИТАР-ТАСС
Специально для 1news.az
8069