The Heritage Foundation: «США не в силах или не имеют политической воли активно вмешиваться в дела Закавказья»
Эксклюзивное интервью 1news.az с главой российского представительства The Heritage Foundation (США) Евгением Волком
- В свете последних неконструктивных заявлений, торпедирующих переговорный процесс, со стороны Армении, насколько реально возобновление боевых действий в Нагорном Карабахе?
- На сегодняшний день высокой вероятности войны не существует. Прежде всего, потому, что обе стороны активно вовлечены в переговорный процесс и испытывают достаточно сильное давление со стороны России и США в пользу урегулирования. Объективно достигнуты некоторые результаты по линии нормализации армяно-турецких отношений, что не может не сказываться на стабильности в регионе в целом в положительную сторону. Поэтому таких непосредственных предпосылок для войны между Азербайджаном и Арменией нет. И прежде всего потому, что этого, во-первых, не хочет ни одна сторона, во-вторых, этого не хотят ни США, ни Россия, которые объективно по-прежнему пользуются значительным влиянием в регионе.
В этом плане ситуация совершенно иная, чем было в конце 80-х - начале 90-х годов, когда Советский Союз был поглощен своими проблемами и не мог уделять должного внимания этому региону. Сейчас ситуация поменялась в этом новом геостратегическом регионе в свете усилившегося взаимодействия Москвы и Вашингтона по ряду глобальных региональных проблем, что показали взаимодействия, скажем, по афганской проблеме. В этих условиях какой-то конфликт маловероятен.
- Некоторые аналитики говорят, что администрация Барака Обамы не так активна на Южном Кавказе, какой была администрация Джорджа Буша. Можно ли сказать, что США и Россия пришли к какому-то согласию, что этот регион Вашингтон воспринимает как зону интересов России, а взамен получает какие-то уступки со стороны России по иранскому вопросу?
- Я думаю, что здесь есть доля истины. Война России с Грузией и реакция США на это показала, что США сейчас серьезно вовлечены в другие конфликты, прежде всего в Афганистане, Ираке, испытывают серьезные проблемы с Ираном. И война с Грузией показала, что США не в силах или не имеют политической воли активно вмешиваться в дела Закавказья.
Действительно, это наглядно продемонстрировало пределы американского влияния в регионе. Что касается шансов США получить что-то от России взамен по иранской проблеме, то мне кажется, что это проблематично. Дело в том, что Россия поддерживает тесные отношения с Тегераном и весьма заинтересована в сотрудничестве и в экономическом, и в политическом плане, и в продолжении отношений в ядерной области. В общем, как стало ясно, Россия не готова к тем жестким санкциям, которые сейчас США хотят провести через ООН, и, по всей видимости, не поддержит их. Скорее всего, США придется действовать в одностороннем порядке, опираясь не на механизмы ООН, а на определенные коалиции с участием тех стран, которые традиционно их поддерживают.
- Что может произойти с регионом Южного Кавказа в случае нанесения каких-либо ударов по Ирану со стороны США или Израиля?
- Конечно, ситуация в регионе серьезно дестабилизируется, поскольку в случае ответного удара Ирана по Израилю неизбежно могут возникнуть и другие локальные конфликты. Резко возрастет цена на нефть в случае блокирования Ираном Ормузского пролива. Но маловероятно, что будет какой-либо катастрофический отток беженцев в Азербайджан. Скорее всего, на Закавказье этот конфликт не распространится.
- Не опасаются ли США потерять свои позиции в Азербайджане, поддерживая процесс открытия границ между Турцией и Арменией?
- Вопрос заключается в нефтяных интересах и в том взаимодействии, которое существует в энергетической сфере. Мне кажется, что администрация Обамы рассчитывает на то, что существующие рычаги, и прежде всего нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, обеспечивают их интересы и являются мощным средством воздействия на ситуацию в регионе.
- Какие процессы вы ожидаете в нашем регионе в этом году?
- Ситуация по-прежнему остается сложной. И я не думаю, что будут какие-либо серьезные изменения в ту или другую сторону. Вряд ли возможен какой-то новый вооруженный конфликт. Урегулирование тех болезненных вопросов, которые существуют, тоже вряд ли будет достигнуто, несмотря на посреднические усилия Дмитрия Медведева.
Эльшан Рустамов