Али Ахмедов: «Сложившаяся ситуация не соответствует уровню отношений между США и Азербайджаном»
Интервью 1news.az с исполнительным секретарем, заместителем председателя партии «Ени Азербайджан» (ПЕА), Али Ахмедовым.
- Али-муаллим, в последнее время проправительственные депутаты и прочие официальные лица выражают резкое негодование в адрес США и его руководства в связи с предвзятым отношением этой страны к вопросу Нагорного Карабаха.Иными словами, в последнее время в Азербайджане царят антиамериканские настроения. Что по этому поводу думаете Вы, как представитель правящей партии и депутат?
- На мой взгляд, сложившуюся в последнее время ситуацию целесообразно оценивать не как обострение отношений, а как выражение беспокойства и негодования граждан Азербайджана по поводу отношения США к данному вопросу. Как Вам известно, США являются одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, созданной с целью устранения последствий Нагорно-Карабахского конфликта. Несмотря на то, что в течение 18 лет функционирования этой группы достигнуты определённые результаты в урегулировании конфликта, сам конфликт фактически до сих пор остаётся неурегулированным, а оккупированные земли Азербайджана –невозвращенными. Разумеется, все эти факторы имеют серьёзные причины…
- О каких причинах идёт речь?
- Одна из причин заключается в том, что к огромному сожалению, стороны, осуществляющие посредническую деятельность в урегулировании конфликта, одинаковоотносятся как к стране-жертве агрессии, так и к стране-агрессору. И естественно, подобное отношение никоим образом не способствует урегулированию конфликта.
Во-вторых, в последнее время по инициативе Турции появилась определённая активность и значительные перспективы в направлении урегулирования конфликта. Это может быть оценено как выражение крайне справедливой позиции Турции, связанной с реализацией идеи открытия границ между Турцией и Арменией в рамках условий освобождения оккупированных Арменией земель. По здравой логике, стороны, заинтересованные в урегулировании конфликта и осуществляющие посредническую деятельность по данному вопросу, должны обеими руками поддерживать данную позицию Турции, так как, в конечном счёте, подобная позиция положительно влияет на урегулирование конфликта. Однако, вопреки вышесказанному, существующая позиция такова, что стороны, обязующиеся урегулировать конфликт, вместо того, чтобы оказать реальную поддержку данной позиции Турции, давят на неё, подстрекая её открыть границы с Арменией. И естественно, всё это вызывает у граждан Азербайджана серьёзное беспокойство и негодование. Именно в этом факторе состоит суть и логика выражаемых в последнее время мнений. Мне никоим образом не хотелось бы, чтобы эти мнения были восприняты в Азербайджане как признак антиамериканского настроения. Это всего лишь выражение беспокойства и негодованиякаждого гражданина Азербайджана, в связи со сложившейся ситуацией. И на мой взгляд, это должно быть воспринято как выражение гражданской позиции.
- Как Вы считаете, способны ли эти беспокойства и негодования, адресованные государству США и его руководству, привести к определённым изменениям в отношении этого государства к Карабахскому вопросу? То есть, стоит ли ожидать от США какую-либо поддержку позиции Азербайджана и Турции?
- Во-первых, я хотел бы отметить, что выражение подобных негодований является отражением намерения и права каждой нации вершить свою судьбу.Мне бы хотелось воспринимать это как гражданскую позицию и нежелание нации остаться безразличным к собственной участи. Естественно, это так и есть. С другой стороны, применяемая Азербайджаном политика – как внутренняя, так и внешняя – прежде всего, служит интересам и основывается на воле Азербайджанского народа.
Внешняя же политика, осуществляемаяпрезидентом Азербайджана, также руководствуется вышеупомянутыми принципами, что, в свою очередь, является служением интересам граждан Азербайджана и поддержкой их воли.При данном подходе я могу ответить на Ваш вопрос следующим образом: если граждане Азербайджана выражают недовольство по поводу позиции США в отношении наиважнейшей проблемы всего Азербайджана – урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, то это в той или иной степени найдёт своё отражение также в политике, применяемой в Азербайджане.
Одновременно, я считаю, что сложившаяся ситуация, в совокупности, не соответствует уровню отношений и сотрудничества, сформировавшимся между США и Азербайджаном, и противоречит миссии, осуществляемой и подлежащей осуществлению со стороны США в качестве одного из сопредседателей Минской группы. Это не соответствует также сформировавшемуся имиджу США в качестве сильнейшего государства мира. Резюмируя вышесказанное, ещё раз хочу отметить, что официальная политика США, по всей вероятности, всё же воспримет все эти беспокойства, общественные интересы Азербайджана и сигналы негодования нашей страны, и одновременно, предполагаю, что в ближайшее время мы сможем наблюдать за изменениями, происходящими в данном направлении.
- А изменения произойдут в положительном направлении, или…?
- На мой взгляд, изменения будут положительными. Если США, как сопредседатель Минской группы, заинтересованы в беспристрастном и справедливом выполнении возложенной на них миссии – а они должны быть в этом заинтересованы – то мы обязательно заметим эти изменения.
- А какие шагиможет предпринять и предпримет Азербайджан в случае негативных последствий этих изменений?
- Я не думаю, что политика должна строиться на подобных предположениях.Политика осуществляется на основании серьёзнейших расчётов и сформировавшихся отношений. Между США и Азербайджаном сформировались прочные отношениясотрудничества, охватывающие как политическую, так и прочие сферы. Азербайджан, в свою очередь, положительно оценивает эти отношения, и на мой взгляд, оценка данных отношений со стороны США также положительна. По крайней мере, высказывания по данному поводу мы неоднократно слышали из уст официальных представителей Соединённых Штатов. В таком случае, учитывая высокую оценку обеих сторон по поводу данных отношений, я верю, что эти сигналы, выражающие беспокойства и негодования народа, обязательно дойдут до адресата.
Кямиль Хамзаоглы