Прошло 25 лет со дня чернобыльской трагедии…
Двадцать пять лет назад произошла самая страшная в мире ядерная катастрофа.
Эхо взрыва, погубившего жизни многих людей и заразившего радиацией тысячи квадратных километров земли, слышно и по сей день…
В ночь на 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции произошла авария, которая по своим масштабам и последствиям стала крупнейшей техногенной катастрофой прошлого века. Суммарная радиация изотопов была в 30-40 раз большей, чем при взрыве атомной бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму в 1945 году. В границах загрязнения радионуклидами оказались семь миллионов человек.
В результате аварии пострадали многие области Украины, России и Белоруссии, и до сих пор огромная территория вокруг бывшей АЭС непригодна для жизни. Радиационному воздействию подверглось около 3 миллионов 200 тысяч человек. Почти 300 тысяч человек умерли от лучевой болезни.
Ликвидаторы
Проблемы, порожденные этой аварией, не утрачивают своей актуальности до сих пор.
В ликвидации последствий катастрофы приняли участие 850 тыс. человек, 7 тыс. из которых были отправлены в опасную зону из Азербайджана. 7 тысяч - больше, чем из любой другой союзной республики…
Большинство из них - 19-20-летние солдаты срочной службы, не имеющие ни малейшего представления о том, куда и для чего их отправили в Чернобыль.
Сложно представить себе состояние людей, прибывших «тушить пожар» в Чернобыле. Едва ли кто-то из них мог подумать, чем обернется эта помощь для них самих. Советское правительство, не задумываясь, отправило людей заслонять собой последствия трагедии.
По словам председателя Союза инвалидов Чернобыля Миргасана Гасанова, никто заранее не обучил их действиям в таких авариях, не предоставил никаких средств защиты. Неподготовленных технически, не имеющих реальной оценки опасности (что, в свою очередь, увеличило риск во много раз) людей использовали, буквально, как пушечное мясо.
Практически все, кто первыми вступили в борьбу с пожаром, получили опасные дозы облучения, но ценой жизни и здоровья они сумели предотвратить распространение беспрецедентного пожара в большую по масштабам и последствиям катастрофу.
В числе других ничего не подозревающих солдат срочной службы, восемнадцатилетнего Миргасана Гасанова отправили в городок Припять - очищать крыши близлежащих домов от радиоактивного мусора. Каждый поднявшийся на крышу солдат, должен был за три минуты собрать «опасный груз» и спуститься вниз.
«Стремясь сберечь квалифицированный персонал для будущей деятельности в атомной промышленности, на нас, военных, возложили основную тяжесть по ликвидации последствий катастрофы. Радиоуправляемые механизмы не справлялись – не выдерживали высокого уровня радиации, поэтому на первом месте был человеческий фактор» - рассказывает М.Гасанов.
По его словам, отсутствие полной и достоверной информации о том, что же произошло на станции и насколько опасны последствия аварии, не позволило сократить число пострадавших. Кроме того, преступным было и то, что радиус зоны безопасности был установлен неправильно – новый город Славутич, который начали возводить для эвакуированных, подпадал под зону радиации.
В строительстве этого города принимали активное участие наши специалисты и строители, была создана организация «АзСлавутичстрой». Таким образом, к числу пострадавших из нашей страны прибавились и эти люди.
Город, которого нет
«Картина, которая предстала нам в Припяти, поразила неправдоподобностью происходящего. Представьте себе опустевший город. На веревках висит белье, кое-где открыты окна, на подоконниках стоят цветы в горшочках. Как сейчас помню куклу за одним из окон. Почему-то именно эта картина преследует меня и по сей день» - вспоминает заслуженный строитель Азербайджана Эмиль Ахундов, выехавший в Чернобыль в числе других специалистов из нашей страны.
«Неестественная тишина, царящая там, ветвистые, зеленые с одной стороны деревья, с другой – полностью облысевшие, лысый от радиации кабан, встреченный нами в лесу, все это производило жутчайшее впечатление. Я слышал рассказы людей о том, как матери, желая спасти своих детей, забрасывали их в проезжающие мимо поезда, засунув в карман малышам записочки с личными данными, чтобы найтись потом, если повезет», - продолжил свой рассказ Э.Ахундов.
Здания в Славутиче, находящемся в 50 километрах от Чернобыля, возводили «всем миром» - в строительстве участвовали специалисты со всех республик бывшего СССР.
«Строители там жили одним котлом – если нам нужно было помочь чем-то, мы обращались, к примеру, к грузинам. Если им была нужна помощь, они просили помочь
нас. Работа была настолько сплоченной, там было столько самоотверженных людей из Азербайджана, что, как ни странно, именно там я впервые понял, какое это счастье – быть азербайджанцем», - говорит Э.Ахундов.
По его рассказам, делегация специалистов из нашей страны, сформированная Минпромстроем, составляла 3 тыс. человек. В этом строительстве были задействованы специалисты домостроительных комбинатов Баку, Гянджи и Сумгайыта.
Японцы умчались со скоростью ветра
«Я хочу назвать несколько имен людей, которые заслуживают звания героев», - продолжил свой рассказ Ахундов.
«Один из них, Ариф Софиев – тогдашний начальник «АзСлавутичстроя». Он пробыл в зоне радиации свыше трех лет, работал, рискуя жизнью, не страшась облучения, не думая о последствиях. Грустно, что его подвиг так и остался не отмеченным.
Еще один человек, которого хотелось бы назвать, - Дадаш Асанов, тогдашний зампред Совета министров Азербайджана. Также хочется отметить и Гасана Гасанова, нынешнего посла Азербайджана в Польше», - подчеркнул заслуженный строитель.
Однако, по рассказам Э.Ахундова, были среди специалистов и малодушные трусы, приезжавшие в зону отчуждения формально, на несколько часов, смертельно боясь заразиться.
«Они даже умывались газированной водой, а о том, чтобы пообедать вместе со всеми, не могло быть и речи. Зато позже эти люди пытались представить себя героями, рассказывая басни о своей «работе» в Чернобыле», - говорит Э.Ахундов.
А страшно было действительно. Особенно, когда начали сказываться последствия пребывания в радиоактивной зоне. Буквально на глазах у остальных сначала облысел, а потом погиб один из близких знакомых Э. Ахундова.
Чуть ли не у всех окружающих стали проявляться разнообразные симптомы – у кого-то развилась медвежья болезнь, у другого – кожа на руках стала напоминать наждачную бумагу. Практически все стали терять волосы и зубы.
«У меня тоже начали выпадать волосы и зубы, а левая рука частично потеряла чувствительность» - рассказывает Э.Ахундов.
Несмотря на все это, в зоне отчуждения не было ни одного табло, указывающего уровень радиации. Тем временем, радиоактивное излучение в той местности превышало все допустимые нормы во много раз.
В качестве иллюстрации к этому утверждению заслуженный строитель Азербайджана рассказал историю о том, как однажды к месту их дислокации подъехал автобус с японскими специалистами. Едва ступив на землю и услышав треск зашкаливающих дозиметров, японцы с криками ринулись в автобус и умчались со скоростью ветра.
Отголоски взрыва
Мобилизованные государством «на Чернобыль» ликвидаторы сегодня уже на пенсии.
За 25 лет в результате полученных доз облучения, спровоцировавших и другие болезни, ушли из жизни более 2 тыс. человек, оставив семьи.
По словам М.Гасанова, вплоть до 1990 года инвалиды Чернобыля официально не признавались таковыми. Пострадавших в результате аварии попросту не лечили, несмотря на многочисленные жалобы, ликвидаторов уверяли в том, что они «полностью здоровы».
Согласно законодательству АР, сегодня все ликвидаторы - пожизненные инвалиды.
Из года в год состояние здоровья этих людей ухудшается.
В структуре заболеваемости «чернобыльцев» первое место занимают болезни органов дыхания, на втором - болезни системы кровообращения, на третьем - болезни нервной системы и органов чувств, на четвертом - болезни органов пищеварения. Основными заболеваниями, которые признаются связанными с последствиями аварии на ЧАЭС, являются преимущественно онкологические заболевания, заболевания системы кровообращения и нервной системы. Ликвидаторы последствий чернобыльской аварии и их дети нуждаются в постоянном медицинском мониторинге.
«Меня часто спрашивают – ну и зачем нужны были эти жертвы?
Такие вопросы оскорбляют меня, ведь все мы рисковали в ту пору своими жизнями за Родину, которой и был тогда для нас Советский Союз», - подытоживает свой рассказ Э.Ахундов.
Советский Союз, безжалостно бросивший на пушечное мясо тысячи преданных ему людей.
Лейла Лейсан