Армянство «пожирает своих детей»
«Революция пожирает своих детей».
Таковы были слова, сказанные перед казнью знаменитым деятелем Великой французской революции Жоржем Жаком Дантоном, который стал одной из многих жертв, погибших от недавних соратников.
В 1794 году якобинцы издали ряд декретов, которые положили начало «великому террору», который был направлен против всех «врагов народа», против тех, кто так или иначе «содействовал врагам Франции», пытался «нарушить, чистоту и силу революционных принципов». Жертвой репрессий становились как дворяне, роялисты, так и сами революционеры, которые по тем или иным причинам объявлялись «врагами народа».
Так, Ж. Дантону, К. Демулену и их единомышленникам, которые выступали против крайностей террора, за перемирие с внешним врагом (чтобы предоставить стране передышку), дали прозвище «снисходительных», обвинили в содействии врагам революции и после короткого суда казнили на гильотине 5 апреля 1794 года.
Я не случайно совершил столь подробный экскурс в историю. Благодаря ему откровенно прослеживаются аналогии с днем сегодняшним и жизнью мирового армянства, которое, похоже, переживает системный кризис. Ибо, уже начался процесс «пожирания собственных детей».
Первые его признаки стали очевидны с обнажением неготовности армянства к выводу собственно Республики Армения из состояния самоизоляции , в которой она находится по причине имеющихся территориальных претензий к соседним государствам . Требовалось для последнего одно – согласиться на де-оккупацию территории Азербайджана и торжество международного права, а также избавление от комплекса жертвы, который культивируется из поколения в поколение , приводя в итоге к тому тупику, в котором ныне находится армянство.
Но как только отчетливо замаячила всего лишь перспектива подобного рода развития событий, как в рядах мирового армянства произошел раскол настолько глубокий и очевидный, что президент Армении Серж Саргсян вынужден был ездить в турне для встреч с диаспорой. Последняя в ходе этих встреч открыто заявила о своем резком неприятии политики отказа от спекуляций на тему мифического «геноцида армян», нормализации турецко-армянских взаимоотношений, а, стало быть, и справедливого урегулирования армяно-азеробайджанского, нагорно-карабахского конфликта.
Естественно, С.Саргсяну никак не хотелось повторить судьбу Дантона. В итоге, вовсе не удивительно стало его обращение к армянскому народу, в котором он заявил о приостановке процесса ратификации турецко-армянских протоколов, что есть откровенное признание неспособности президента Армении отказаться от причин сегодняшних проблем этой страны, которые лежат в ее неготовности отказаться от эскпансионистских планов в отношении соседних государств.
Во второй раз данная истина стала очевидной, когда Католикос всех армян Гарегин II принял участие в Бакинском саммите религиозных лидеров.
Армянские СМИ разом начали компанию по критике и даже дискредитации Гарегина II, которого объявляли «предателем» точно также, как в свое время во Франции объявляли «врагами народа» Ж.Дантона и его единомышленников.
В итоге, публикации в азербайджанской прессе по поводу посещения Баку Католикоса всех армян были куда мягче, чем в армянских СМИ.
Это говорит не только о существенной разнице в уровне толерантности между армянской и азербайджанской прессой, но и, куда более откровенно, о кризисе ценностей в армянском обществе.
Оно продемонстрировало готовность подвергать жесточайшей хуле любого, кто покушается на их, передаваемую из поколения в поколение, психологию жертвы и на мифы, которыми живет мировое армянство. Но в том то и заключается глубина кризиса, что хуле подвергаются уже те, кто всегда был генератором армянского экспансионизма – армянская церковь.
Иными словами, складывается классическая ситуация «пожирания армянством собственных детей». И критика в СМИ Гарегина II – всего лишь демонстрация армянством собственной позиции в данном вопросе.
Она состоит в готовности к куда более радикальным шагам, вплоть до террора, в отношении всех тех, кто не хоть в чем-то отклоняется, или хотя бы делает вид, что отклоняется, от идеологии мирового армянства, построенной на чувстве зависти и вытекающей из нее ненависти к соседним народам, что трансформируется в постоянные территориальные претензии к ним, в регулярные шаги по присваиванию культурного наследия соседних народов.
Эта позиция уже вредит самим жителям моноэтнической Армении. Но они не в силах что-то изменить.
И тут уместно напомнить о том, что в ядерной физике есть такой термин – «точка невозврата». Он означает тот момент реакции, когда уже невозможно ее вернуть на иную стадию – и невозможно остановить.
Это страшный момент, секунда – и взрыв, и не останется ничего живого в округе, лишь оплавленные, непознаваемые кости. Вот и мировое армянство находится в «точке невозврата», раз оно готово перешагнуть через все, от нищенского существования граждан РА, до хулы в адрес Католикоса всех армян за его посещение Азербайджана…
Раз оно готово «пожирать своих детей», лишь бы жить своими мифами.
Акпер Гасанов