Александр Рар: «Запад будет и дальше стремиться открыть границу между Армений и Турцией»
Интервью 1news.az с европейским экспертом по энергетическим вопросам и странам СНГ Александром Раром.
- Запад не смог добиться открытия армяно-турецкой границы, что дальше?
-Сейчас не смог, но будет делать это и дальше. В этом вопросе дело не только в турецко-армянской границе. Через Турцию Европейский союз, и Запад в целом, хочет влиять на ситуацию на всем Южном Кавказе, поэтому он и дальше будет работать в этом направлении. И дальше будут уговоры, а затем и нажим. В интересах очень многих акторов мирового масштаба, чтобы граница открылась, чтобы транспортные коридоры проходили безупречно через Южный Кавказ, Турцию в Европу. Поэтому и дальше ситуация будет развиваться в этом ключе, и я считаю, что с повестки дня этот вопрос снят не будет.
- А будет ли учитываться урегулирование Карабахского конфликта в вопросе открытия границы между Турцией и Арменией?
- Единственная страна, которая требует, чтобы учитывалась связь, - это Азербайджан. Другие страны хотят пойти другим путем. Тот же Европейский союз, те же США. Чтобы через открытие границы начался процесс потепления в регионе, воцарилась дружба между народами, и тогда уже можно будет решить этот конфликт в менее горячей атмосфере. Но я думаю, что в принципе со стороны Европейского союза будут снова попытки уговорить Армению и Турцию сесть за стол переговоров.
-Сложилось такое ощущение, что позиция России в постсоветских странах усиливается. Насколько это верно?
- Мы сейчас живем в пик финансового кризиса. Вот вы видите, что еврозона пошатнулась. В Европе никто не ожидал, что это возможно. Европейский союз просто на глазах слабеет - и экономически, и политически. Все думали, что этот кризис пойдет вниз и потом вверх, а оказывается, что это w, то есть вниз - вверх, вниз - вверх. В этом финансовом кризисе у России исключительная позиция, потому что у нее есть деньги, чего у других стран нет. Она может конкурировать с евро, она может покупать, как это сейчас делает на Украине, нефтяные газовые комплексы. Она может спасать такие страны, как Киргизия, которая на грани разрухи. Так что, я думаю, из крупных игроков Россия может наращивать свои возможности в регионе.
- Можно ли сказать, что из-за кризиса в Европе проект «Набукко» повис в воздухе?
- Да, «Набукко» висит. Его по политическим причинам хотят реализовать в Европейском союзе, чтобы связать мостиком с Центральной Азией. Но сейчас ввиду кризиса этот проект может стать под вопросом, тем более что в Ираке нет стабилизации, с Ираном по-прежнему конфликты, кто тогда будет наполнять трубу? Азербайджан сейчас большую часть своего газа продает в Россию, Туркмения - в Китай. Так что здесь сейчас много вопросительных знаков, и я не думаю, что «Набукко», можно будет реализовать. Если реализовать по политическим причинам, то посмотрите, сейчас компании имеют колоссальные проблемы из-за финансового кризиса, так что здесь много неопределенности.
- Если Азербайджан решит военным путем вернуть свои оккупированные земли, то какой будет позиция Европейского союза?
- Запад не поддерживает решение конфликтов военным путем. Запад всегда поддерживает точку зрения, что конфликты следует решать мирным путем. Даже если и решение длится годами, а в некоторых случаях и десятилетиями. Лучший пример - Германия, которая 45 лет ждала, пока она смогла объединиться.
- Аналитики считают, что Южный Кавказ не входит в приоритеты интересов администрации Обамы. Насколько это верно?
- Это верное наблюдение. США тоже слабеют. В принципе они занимаются собой. Финансовый кризис там глубже, чем в Европе, и США сосредотачиваются в первую очередь на Иране, на предотвращении конфликта вокруг Северной Кореи. Нераспространение ядерного оружия является повесткой дня администрации Обамы. Геополитические вопросы или же соперничество с Россией и Китаем на этом пространстве - это вопросы, которыми интересовался Буш-младший. Эти вопросы для США сейчас ушли на второе или третье место.
Эльшан Рустамов