Российский эксперт: «Сегодня лишь под нажимом Запада и России можно придти к соглашению по Карабаху»
Эксклюзивное интервью 1news.az с доктором экономических наук, специалистом сектора Турции Института востоковедения РАН Еленой Уразовой.
- Оцените, пожалуйста, уровень двухсторонних отношений России и Турции на сегодняшний день?
- В основе всего лежит глобальный транспортный проект, который должен соединить Европу с Центральной Азией и далее с Китаем. Причем все транспортные магистрали должны идти через Турцию, а далее кавказские республики Армению и Азербайджан по Каспийскому морю в Туркменистан и т.д. Встречи на высшем уровне между Турцией и Россией в первую очередь обусловлены экономическими отношениями.
- А экономическая подоплека сближения России и Турции может ускорить решение Нагорно-Карабахского конфликта?
- На сегодня и США, и страны Евросоюза, и Россия заинтересованы в том, чтобы как можно скорее решить вышеотмеченную проблему. Для Москвы к тому же конфликт не только вносит нестабильность в отношения с Ереваном и Баку, когда приходится постоянно маневрировать между партнерами, но и тормозит момент претворения в жизнь различных глобальных региональных проектов. Учитывая, что у Москвы также не очень хорошие отношения с Грузией, ей хотелось бы как можно скорее решить хотя бы Нагорно-Карабахский конфликт.
И на сегодня, как мне кажется, все в руках МГ ОБСЕ, которая реально может решить проблему.
- Говоря о МГ ОБСЕ, хотелось бы отметить, что обновленные Мадридские принципы Азербайджан принял, а вот Армения все еще не дает ответа, тем самым сознательно тормозя весь процесс решения конфликта...
- На сегодня все зависит от характера власти в Армении. Если в ближайшее время во власти останутся те, кто был и до сих пор находится, то решение конечно найти очень сложно. Правда, нынешние руководители Армении может и рады бы решить проблему, но в обществе по-прежнему сильны позиции тех, кто против не только решения Нагорно-Карабахского конфликта путем возврата азербайджанских земель, но и против налаживания отношений с Турцией. Мы же помним, какую негативную реакцию у них вызвала возможность открытия границы с Турцией. В результате, мы все увидели, как усилия по налаживания дипотношений между Анкарой и Ереваном сошли на нет.
Не стоит забывать, что вдобавок проблему отягощает еще и требование признать «геноцид» армян. Так что считаю, что на сегодня при поддержке мирового сообщества необходимо волевое решение Еревана. Однако в мире в последнее время все очень быстро меняется, так будем надеяться, что в регионе в ближайшее время мы увидим позитивное решение всех проблем.
- Согласно мнению большинства российских экспертов, с которыми мне удалось поговорить за последнее время, позиция Москвы по карабахской проблеме на сегодня больше все же тяготеет к азербайджанской. Вы согласны?
- Мне кажется, что политика России в первую очередь отвечает интересам самой России. Однако надо отметить, что официальная Москва не признает такого образования как «НКР» и не признает тамошние «выборы», которые накануне были проведены.
- Будучи специалистом по Турции, как можете охарактеризовать на сегодня азербайджано-турецкие отношения?
- Страны эти бесспорно близкие, братские. Однако обе ведут независимую политику. Не так давно в отношениях Баку и Анкары наметилось напряжение, когда в Турции пошли на налаживание отношений с Арменией. Азербайджан не стал занимать сдержанную позицию. Возможно, стоило бы поддержать налаживания отношений между Турцией и Арменией, ведь после ратификации и открытия границ возможно от этого мог выиграть и Баку. Тогда, насколько я помню, сразу возникли какие-то экономические проблемы между Баку и Анкарой. Однако на сегодня все это позади.
- Нагорный Карабах – для Армении по большому счет баласт, который и заселить не могут, и признать их никогда никто не признает, и в Ереване это понимают. Вдобавок от налаживания отношений с соседями, в частности, Азербайджаном Ереван выиграет и получит очень многое. Почему же, по-вашему, они никак не пойдут на возврат чужих земель и не улучшат свое собственное положение?
- Все упирается в некие традиции, обиды армян. Они все еще очень сильно переживают «геноцид». Когда-то я бывала в Армении. Там повсюду стоят памятники, посвященные жертвам «геноцида». Тогда еще можно было встретить людей, которые бежали из Турции. Эта проблема у них до сих пор кровоточит. Возможно, нужно чтобы сменилось поколение и тогда проблему можно будет решить. В противном случае, армянам необходимо то, что принято называть политической волей.
Думаю, что на сегодня лишь под нажимом Запада и России, которые заинтересованы в налаживании коммуникаций через регион Южного Кавказа, стороны конфликта смогут придти к какому-то соглашению. В противном случае, все будет очень сложно и не думаю, что конфликт будет решен в ближайшее время.
Гамид Гамидов