Эльчин Алиев: «Будь я главным архитектором страны, первым делом я попросил бы всех обратить внимание на фасадную часть своего жилища»
Интервью 1news.az с членом Союза архитекторов и Союза дизайнеров Азербайджана Эльчином Алиевым.
За пятнадцать лет профессиональной деятельности Эльчин Алиев спроектировал и воплотил в жизнь более 70-ти архитектурных и дизайнерских проектов. Активный участник многих зарубежных форумов и конкурсов. Архитектурные и дизайнерские проекты получали различные награды и премии в России, Иране, США, Турции, Германии, Грузии. Награждён «Почётным золотым значком» Союза архитекторов Азербайджана.
Также неоднократно награждался грамотами, дипломами, благодарностями со стороны Союза архитекторов Азербайджана, союзов архитекторов и дизайнеров других стран, Международной Ассоциации Союзов Архитекторов, Международной академии архитектуры стран Востока, Министерства культуры Азербайджана, других государственных, частных и международных организаций. Автор семнадцати научных статей в области архитектуры и градостроительства.
Эльчин Алиев - один из первых азербайджанцев, единственный среди архитекторов, удостоен награды Русской Православной церкви. В 2001, 2002 и 2006 гг. признан лучшим среди молодых архитекторов Азербайджана.
- Эльчин муаллим, у вас есть практика проектирования за границей. Как давно? В каких странах?
- К сожалению, азербайджанских архитекторов порой больше ценят за границей, чем дома. Хотя, возможно, так принято во всём мире, где предпочитают приглашать для работы специалистов из-за рубежа. В итоге я проектировал во Франции, в Италии, в Турции, Иране, России - даже приглашали проектировать интерьер частной квартиры в Тунисе.
- Есть постройка, которой вы гордитесь больше всего?
- Знаете, все проекты одинаково важны для меня и все они мне дороги, вне зависимости от размера проектируемого здания – будь-то объём автобусной остановки или огромный общественный центр. Я верующий в Бога человек и так получилось, что по жизни часть моей работы – проекты в области сакральной архитектуры – есть и русская церковь, и католическая церковь, и мечеть.
В книге «Современные архитекторы Азербайджана» представлены мои работы, все желающие могут с ними ознакомиться.
- Архитектура, каких европейских соседей вам больше импонирует? Что нам можно было бы позаимствовать у них?
- Хорошая архитектура есть и в восточных странах. Вообще считаю, что правильнее было бы спросить, творения каких архитекторов нравятся мне больше всего – ведь именно они создают такую архитектуру, вне зависимости от места строительства. Мне очень нравятся работы архитектора Марио Ботты.
- Каковы были ваши первые шаги в профессии, насколько это было интересно? Возникали ли какие-то трудности?
- Когда я делал первые шаги в своей профессии, она не была так востребована, как сегодня. Поэтому приходилось заниматься и другими видами бизнеса, где я научился жёстко защищать свои интересы, в том числе и финансовые, что и понадобилось потом в общении с заказчиками в своей профессии. Кто-то из великих художников говорил, что «Писать картины – профессия, продать их – искусство». Это очень интересная часть нашей деятельности, которой я даже посвятил главу в своей докторской диссертации – «Психология взаимоотношений заказчика с архитектором».
- Есть ли в профессии архитектора какие-то негативные моменты, минусы?
- Конечно, есть, как у любого нормального человека. Например, я не могу пройти мимо красивой вещи – будь то ненужные мне аксессуары для интерьера, красивая посуда или хозяйственная утварь – приходится, ругая себя, покупать. Вот и растворяются заработанные деньги неизвестно куда.
- Современный архитектор - это синтез большого количества знаний и умений, могли бы вы выделить то, без чего архитектор не состоится как профессионал?
- Я уважаю узких специалистов в любой области. Но как-то всегда получается, что хороший специалист обычно бывает индивидуумом с плохими человеческими качествами. Или наоборот – хороший человек – почти всегда плохой специалист. А вот когда бывают редкие исключения – вот это великолепно! Вот тогда и получается настоящий профессионал. Надеюсь, что и я стремлюсь к этому. Но почему-то близкие мне люди всё время мною недовольны….
- Общение с заказчиком для вас борьба или компромисс?
- Компромисс. Как это надоело, вы не представляете! Есть такое изречение, что «Архитектора архитектором делает заказчик». Наша страна развивается, люди умнеют – вот я и надеюсь, что настанет время, когда львиная доля наших заказчиков будет на высочайшем интеллектуальном уровне. И ещё я очень редко иду на компромисс, защищая свою точку зрения. Но делаю я это во благо заказчика – он понимает это потом, когда вселяется в новый дом, или в новую квартиру, мною спроектированную. Ценность специалиста они понимают по истечении нескольких лет, когда «обживут» своё пространство и поймут значение многих на их первый взгляд ненужных «мелочей». Ведь «интерьер – это искусство детали» – как говорил великий Лё Корбюзье.
- Как рождается ваша архитектура? Как вы приходите к тому, что объект должен выглядеть именно так как видят его позже люди, обращающие на него внимание?
- Каждый раз это происходит как-то непонятно, по-особенному – по настроению. Рождение красивой архитектурной формы может подсказать и форма какой-то кривой железки на улице, или случайная форма поломанной ветки, или силуэт девушки (только непременно красивой). Неспроста Освальд Шпенглер написал, что «Форма мебели – это имитация поз человеческого тела». Ну а если серьёзно – то не знаю.
- Есть ли в Азербайджане, или может быть мире, такой объект, глядя на который вы сожалеете, что он спроектирован не вами?
- Интересным объектом проектирования может быть всё что угодно, вне зависимости от его размеров и значимости. Считаю, например, что спроектировать виллу намного труднее, чем огромный жилой дом. Или спроектировать интерьер маленькой по площади аптеки занимает не меньше духовных и физических сил, чем большого производственного помещения. Так что я получаю удовольствие от своих проектов и горжусь тем, что в моём красивом городе есть и мой скромный вклад в архитектуру и я удовлетворён этим.
- Кого из современных архитекторов вы хотели бы выделить? Наших, или может быть зарубежных? Чей взгляд на архитектуру вам кажется близким и интересным?
- Никого не хочу отмечать из зарубежных специалистов, потому что у нас в стране есть просто великолепные архитекторы, на которых могут равняться и именитые зарубежные специалисты: Назим Велиев, Рагим Сейфуллаев, Санан Саламзаде, Ильгар Бегляров, Расим Бабакишиев, Нариман Имамалиев, Фамиль Агаев, Назим Фараджзаде, Джахангир Ахундов, Кямал Мусаханов, Заур Гафаров и др. Горжусь тем, что все они мои друзья. Все они прекрасные специалисты в своей области и у всех есть масса продуманных, удобных и оригинальных реализованных проектов. Не понимаю одного – почему именно моим коллегам-азербайджанцам не предоставляется возможность участвовать в конкурсах на многие значимые проекты у нас в стране, куда приглашают иностранных специалистов?
- Если говорить о вашем представлении об идеальной среде проживания что это, загородный дом или квартира?
- Загородный дом. По моим проектам построен не один десяток загородных домов – и большая часть заказчиков остаётся там жить в течение круглого года, хотя раньше они этого и не планировали.
- Если бы вы были главным архитектором страны, как бы вы с точки зрения архитектуры улучшили жизнь азербайджанцев?
- Первым делом я попросил бы жителей моей страны обратить внимание на фасадную часть своего жилища, своей квартиры, своего пространства. И помог бы им своими бесплатными советами привести его в порядок. Надо любить квартиру, дом, улицу, город, страну, в которой ты живёшь – иначе невозможно жить! Мой итальянский коллега Ренцо Пьяно сказал, что «архитектура – это не просто искусство строить, это искусство рассказывать истории. Писатели делают это словами, архитекторы – конструкциями. Здание должно рассказать историю места и культуры того города, в котором оно находится». Вот так.
Р. Ашрафли