А вас, Иса Гамбар, я попрошу остаться!
Всем известное обращение Мюллера к Штирлицу точно подходит к действиям башгана Мусват Исы Гамбара за последние полгода, с той лишь разницей, что если Штирлица просил остаться Мюллер, Ису Гамбара попросил остаться никто иной, как… сам Иса Гамбар.
Локальная тактическая игра, разыгранная Исой Гамбаром с конца прошлого года, была читаема и однобока.
В одной из статей за февраль месяц мы отмечали весь ход действий несменяемого башгана оппозиционной партии и осмелились предположить, что все разговоры об уходе Исы Гамбара с поста башгана всего лишь блеф.
Ни один здравомыслящий политик, понимая, что у него в партии наличествуют группировки, готовые к самой острой борьбе за руководящие посты, не будет объявлять о своем уходе за год до предполагаемого события. В партии разгорелась дискуссия о будущем башгане, преемнике, которого Иса Гамбар упорно не называл, дабы еще более усугубить положение в партии и довести до пиковой точки. В этом деле Иса Гамбар имеет непревзойденный опыт. Далее последовали процессы, которые были рассмотрены в предыдущих статьях и заметках: обвинения в сговорах с внешними разведками, развал блока «Азадлыг», братание с фронтовиками. Единственное что стало ясно, и что мы со своей стороны предрекали – Иса Гамбар остается в политике. Он не из тех, кто признает поражения и уступает место свои коллегам.
На сегодня наиболее обсуждаемая тема в среде радикалов – объединение партий Мусават и ПНФА в избирательный блок, с дальнейшим углублением сотрудничества до уровня создания единой, так называемой «суперпартии». Мы уже отмечали, что оппозиционеры потратили много времени для подбора вариантов будущему названию, то бишь бренду нового союза – вот и результат креатива радикалов – «супер партия». В разных вариациях у разных оппозиционеров ударение делается то на «супер», то на «партия». Ну, кому как нравится, не в этом суть…
По мнению самих руководителей партий, главных переговорщиков, на первом этапе будет сформирован единый список кандидатов на парламентских выборах, а на последующем этапе возможно проведение учредительного съезда этой самой «суперпартии», где будет избран председатель и обозначен кандидат в президенты на 2013 год. При этом, Али Керимли в своих заявлениях отмечает, что, те функционеры, которые развяжут дискуссию о будущей «суперпартии» (о ее названии, о руководящем составе и т.д.) являются «вредителями» и противниками идеи сплочения оппозиции. Вот тебе и демократ! Нельзя даже вести дискуссии.
Из этого следует, что решения принимаются исключительно со стороны лидеров партий, а не совещательными структурами, что ставит под сомнение положение внутрипартийной демократии в партиях радикальной оппозиции. Причина такой узурпации права совещательных органов партий состоит в том, что функционеры обоих партий серьезно задумались о своем положении в будущей «суперпартии». Более всего над этим стоит задуматься мусаватистам, так как Иса Гамбар, по полученным данным, уступает пост председателя будущей партии Али Керимли, а сам становится единым кандидатом на президентских выборах 2013 года.
Партийные функционеры Мусават осознают, что Али Керимли не будет долго работать с людьми, которые периодически оскорбляли его и руководимую им партию. В периоды межпартийных войн, не председатели партий, а представители второго и третьего эшелона партийных функционеров выступали с речами против оппонентов и вели агитборьбу против коллег по лагерю. На сегодня такие функционеры оказались по вине руководителей партий в не очень то и лицеприятном положении.
Это не первый случай, когда лидеры партий сами принимают решения относительно будущего всей партии. В 2008 году партии, входящие в блок «Азадлыг» принимали решение бойкотировать выборы исключительно на уровне председателей партий. Ни в одной партии не были проведены внутрипартийные обсуждения, так как риск быть расколотым был велик. Так и сейчас, партфункционеры остались в стороне от процесса и им даже запрещено высказываться о будущей «суперпартии». Выдержат ли нервы у теряющих положение бесчисленных заместителей Исы Гамбара и Али Керимли покажет время. Данная прослойка не сразу пойдет против такового сближения, на первых порах, конечно же, примет его, однако в последующие периоды будет таранить любую инициативу по сближению.
У идеи воссоединения ПНФА-Мусават больше эмоционального, нежели рационального и эффективного. Лидеры партий могут договариваться, но смогут ли сделать это на других уровнях партий. Не думаю, что фронтовики Али Керимли забыли времена, когда мусаватисты поддержали классическое крыло ПНФА сразу после смерти Абульфаза Эльчибея и вели травлю фронтовиков-реформаторов. Или забыта баталия агиток ПНФА и Мусават, которая развернулась год назад и была завершена после освобождения Ганимата Захида. Незабываема и реакция фронтовиков на согласие мусаватистов участвовать в работе Парламента в 2005 году. Все эти факты оставили неизгладимый след и осадок у простых партийцев, глав районных организаций и других функционеров партий. Те не многие главы районных организаций партий до не давнего времени практически бойкотировали друг друга и отказывались от совместной борьбы. Именно этот осадок на сегодня создает главную проблему оппозиции.
Таким образом, перед нами вырисовывается картина, где лидеры партий решают исключительно свои личные проблемы, тогда как параллельно подставляются партийные функционеры. Иса Гамбар сдает своих однопартийцев Али Керимли, получив от последнего гарантии поддержки его кандидатуры в 2013 году. В этом выдалась вся сущность Исы Гамбара, который всегда ставил личное выше групповых интересов.
Так и вспоминаются слова незабвенного Сабира:
… Имя доброе пороча, стали мы бичом земли,
Честность мы порвали в клочья, всех коварством, превзошли.
Что?... Прогресс?! Других мороча, лучше стать мы не смогли.
М.А. Сабир, 10 марта 1907 года
Перваз Атакишизаде