Wikileaks начал публикацию депеш из посольства США в Армении
БАКУ, 8 дек – 1NEWS.AZ
Wikileaks начал публикацию депеш из посольства США в Армении.
Как сообщает 1news.az со ссылкой на Armtoday, в частности, приводится депеша от 14 января 2009 года, в которой посол США в Армении Мари Йованович представляет подробности переговоров посла Майли (Mahley) с президентом Армении Сержем Саргсяном и главой службы национальной безопасности Гориком Акопяном относительно продажи Ирану противотанковых реактивных гранатометов и пулеметов болгарского производства. ARMENIA Today представляет выдержки из депеши, в которой идет о поставках вооружений Ирану со стороны Армении.
«В ходе расследования, выяснилось, что данное оружие болгарского производства. По серийным номерам, удалось определить, что данное оружие было отправлено в Армению. В дополнение к этому, мы поделились с Акопяном, что в начале января 2003 года болгарская фирма Х (название зашифровано – ред.) и министерство обороны Армении заключили сделку о приобретении противотанковых реактивных гранатометов RPG-22s и пулеметов PKM. Армянская Х (названия зашифровано) была посредником в этой сделке. Мы также просмотрели документ, который подтверждает наше умозаключение.
Во-первых, как часть этой сделки, сертификат конечного пользователя из Армении был подписан тогдашним министром обороны Сержем Саргсяном. Акопян подтвердил, что данная подпись принадлежит Саргсяну. В ответ на представление счёт-фактуры транспортировки, Акопян спросил, кто из Армении подписал документ. Посол ответил, что данной информации у США нет. Затем американские дипломаты пояснили, что финансовый документ доказывает, что деньги за сделку были перечислены из иранской компании, служащей «ширмой» через армянский банк в Болгарию.
Акопян подтвердил, что информация соответствует действительности, без всяких сомнений. Он заверил Майли, что будет начато расследование, и правительство Армении нуждается во всей возможной информации, что позволит найти лиц, которые ответственны за транспортировку оружия. При этом, Акопян спросил, Болгария продала эти оружия, осознавая что они шли в Иран? Майли ответил, что болгары не были в курсе вовлечения Ирана в данную сделку.
Акопян был очень обеспокоен тем, как эти оружия были переданы Армении. Рассматривая счет-фактуру, он отметил, что товары должны были быть доставлены в Ереванский аэропорт и тем, самым должна существовать какая-либо документация по этому поводу. Акопян спросил, были ли все товары предоставлены Ирану и владеют ли США подобной информацией. Он прямо заявил, что по-видимому, оружие было доставлено в Армению, однако какая-то его часть была в последствии переадресованы про помощи махинации, чтобы заработать деньги. Он отметил, что ему необходимо понять, какая информация была передана в Министерство Обороны. Он был особенно заинтересован в поднятии вопроса, была ли вся партия перевезена в Иран, или же чиновники отобрали лучшую часть груза. Он отметил, что Армения проделала много работы, начиная с 1991 года, чтобы воспрепятствовать Ирану превратить Армению в канал для поставок российского вооружения.
Майли ответил, что по оценке США документы ясно показывают о наличии сделки между армянским субъектом и Ираном. Не существует никаких признаков того, что болгары были в курсе вовлечения Ирана; по нашим оценкам сделка была заключена для скрытия вовлечения Ирана от Болгарии и других неармянских источников. По оценкам США процесс оплаты показал, что иранские лица заплатили за весь объем приобретений. Мы не владеем документацией о доставке оружия из Армении в Иран.
Оставляя в стороне намерения Армении провести расследование, Майли ознакомил Акопяна с целями США. Во-первых сделку нельзя аннулировать. Тем не менее, для США очень важно иметь полную уверенность, что правительство Армении не допустит подобного в будущем. Во-вторых, данный инцидент нарушил два закона США, результатом чего может стать применение санкций. Майли подчеркнул, что сотрудничество Армении по этому делу станет важным фактором в вопросе принятия решения о применении санкций.
Акопян понял последствия данных действий и потенциал огромного вреда для Армении. Он отметил, что Армения имеет много проблем и не имеет желания создавать себе еще большие проблемы. Акопян обязался использовать все необходимые ресурсы правительства Армении для полного расследования данной транспортировки и поделится официальным докладом с правительством США.
Встреча с президентом Саргсяном.
В тот же президент Саргсян принял Майли. Он начала разговор с того, что укрепление отношений с США соответствует жизненным интересам Армении и что безопасность является важным компонентом в двусторонних отношениях. Он отметил, что лично, горд своим вкладом в этот вопрос.
Посол отметил, что ранее имел очень конструктивную встречу с главой СНБ. Президент отметил, что существовал подобный контракт с болгарами, и что он подписал сертификат конечного пользователя в качестве министра обороны. Он внимательно выслушал посла, который передал три документа (счет-фактуру, документ конечного пользователя и финансовый отчет сделки), затем кивнул и рассмотрел документы.
Посол пояснил, что информация была приобретена правительством США посредством собственных источников и методов. Ранее глава СНБ Акопян спросил, может ли он обратится к болгарам; если бы он так сделал, возможно, что болгары были бы не в курсе этого дела, пояснил посол.
Посол отметил, что причиной присутствия группы экспертов в Армении является то, что администрация США желает найти конструктивное решение этого вопроса, и он уверен, что будущая администрация будет заинтересована в этом также. Посол вновь отметил, что данная сделка беспокоит США, и отметил что по закону США могут потребовать применение санкций против лиц страны, которые способствовали данной сделки. Хотя санкции обязательны, президент имеет возможность отказаться от них из соображений национальной безопасности. Если Армения сделает необходимые изменения в плане более жестокого контроля экспортной системы, применение санкций может быть более не нужным.
В некоторой степени удивительно, что президент отказался на этой встрече от своих прежних заявлений, которые уже стали мантрой - в течение последних четырех месяцев Саргсян утверждал, что передачи оружия не было и не могло быть. Неясно, чем это вызвано, однако, по-видимому, причина кроится в неоспоримых доказательствах, убедительных претензиях и в понимании последствий отказа от сотрудничества, а также нежелании осложнять отношения с новой администрацией».
Н.Е.