Турецко-азербайджанские газовые контракты: ход конем | 1news.az | Новости
Точка зрения

Турецко-азербайджанские газовые контракты: ход конем

19:00 - 07 / 11 / 2011
Турецко-азербайджанские газовые контракты: ход конем

25 октября 2011 года произошло важное событие, имеющее влияние на всю Евразию, от Европы до самого Китая.

Азербайджан и Турция подписали около 15 договоров, 2 из которых были о покупке Турцией природного газа из Азербайджана и транспортировке азербайджанского газа через имеющиеся трубопроводы Турции к границе Адриатики. Стороны также договорились о подготовке проекта отдельного трубопровода из Азербайджана к средиземноморским берегам Турции, который построят компании Botas и SOCAR для перекачивания потенциальных газовых запасов с месторождений Абшерон, Азери-Чыраг-Гюнешли, и возможного туркменского газа. К ним можно добавить и месторождение Шафаг-Асиман, об освоении которого в октябре 2010 года был подписан контракт между ВР и SOCAR, с 50% долей согласно соглашению PSA.

В целом, подписание данных соглашений было очередным этапом после подписания в прошлом году, 7 июня 2010 года 3 договоров о транспортровке и продаже азербайджанского топлива через территорию Турции в Европу, однако эти договора не были детальными и являлись скорее рамочными. Однако в последних договорах есть нечто новое и даже неожиданное – это строительство сторонами нового газопровода на собственные средства. Газопровода, который, судя по высказываниям главы SOCAR, при необходимости сможет увеличивать количество перекачиваемого газа.

Строительство газопровода планируется закончить к 2017 году, чтобы быть готовым к транспортировке газа со 2-ой стадии разработки месторождения «Шах-Дениз» (вторую фазу проекта также называют «Шах-Дениз 2»). Оператор проекта «Шах-Дениз 2». – вновь компания BP с долей участия 25.5%, а ее партнеры – Statoil (25.5%), SOCAR (10%), Lukoil (10%), NICO (10%), Total (10%), и TPAO (9%). Ежегодно планируется добыча 25 миллиардов кубометров газа. Минимальные запасы газа для этой стадии оцениваются в 1.2 трлн. кубометров. Однако, по мнению А.Кука, вице-президента по проекту развития месторождения «Шах-Дениз» компании BP, поле месторождения содержит около 30 триллионов кубометров газа и является «одним из величайших мировых газовых месторождений».

Евросоюз и «Южный Корридор»

Евросоюз не медля отреагировал на подписание данных конрактов, и Гюнтер Оттингер, комиссар по энергетическим вопросам, уже 27 октября  подчеркнул важность этой сделки для Европы. Евросоюзу нужен альтернативный маршрут газопоставок, в качестве которого он видит «Южный корридор», по которому должен поставляться «нероссийский» газ через «нероссийскую» территорию. Перспективными транспортными механизмами подразумевались «White Stream», «Набукко», ITGI и TAP. ВР также предложила вариант перекачки газа через Турцию в Балканы. Сейчас к ним добавляется ещё один – неназванный турецко-азербайджанский газопровод, но в отличие от первых трёх, за этим проектом политическая воля и финансовая поддержка, намного более многообещающая. Но следует заметить, что большие запасы газа в регионе, не исключяют необходимости других газопроводов, что будет указано ниже.

Новый трубопровод – блеф или реальность?

Подписание договора о разработке строительства нового газопровода можно рассмотреть и как политический месседж– газ в Европу мы всё же продадим (с проекта «Шах-дениз 2»), а также как месседж концорциуму «Набукко» и самому Евросоюзу, которые немного медлят и показывают недостаточно политической воли в вопросе реализации «Южного Корридора» - не сделаете вы, сделаем сами, но тогда на более выгодных для себя условиях.

Надо заметить, что несмотря на то, что «Набукко» всё ещё считается флагманом «Южного Корридора» как самый длинный, вместительный и логически обоснованный трубопровод, ни один из предлагающихся маршрутов не включяет строительства с берегов Каспия. Все проекты подразумевают использование в какой-то мере уже существующих инфраструктур. Понятно что всё это делается для снижения себестоимости транспортировки. «Набукко» и İTGİ начинаются с востока Турции и будут получать газ с линии «Баку-Тбилиси-Эрзурум», TAP – с западных границ Турции. Потому, строительство нового турецко-азербайджанского газопровода может сделать ненужным «Набукко» и İTGİ, в то время как ТАР (Транс-Адриатический газопровод) может сохранить актуальность. С другой стороны, выбор не «Набукко» а именно турецко-азербайджанского газопровода, делает Азербайджан экспортёром газа не на своей границе, а прямо на границах Европы, что в значительной мере услиливает его как в политическом, так и экономическом смысле. Вдобавок к этому, держать под контролем газопровод, который сможет реально транспортировать газ не только из Туркменистана, но и Казахстана, предоставляет «хозяину» трубопровода значительные дивиденды. Таким образом, имея низкую долю как пайщик консорциума «Шах-Дениз» или же газопровода «Баку-Тбилиси-Эрзурум» (доля SOCAR в обоих проектах по 10%), можно выиграть как поставщик газа. Потому вероятность реализации данного маршртуа весьма высока. Да, Евросоюзу политически было бы более выгодно если реализовался бы именно «Набукко», однако с кризисом в Еврозоне, европейские политики должны быть рады и такому ходу событий, главное чтобы «Южный Корридор» заработал. Но если учитывать проект Транскаспийского газопровода, можно сделать заключение, что независимо от того, решатся европейцы на «Набукко» или нет, Азербайджан просто вынужден «расширить» газопровод «Баку-Тбилиси-Эрзурум» и значительно поднять его пропускную способность. На данный момент пропускная способность газопровода составляет около 8.8 млрд кубометров, после 2012 планируется расширение до 20 млрд. Однако как указано ниже, к 2025 году пропускную способность нужно будет поднять дважды. Правда, с Грузией придётся договариваться снова, ибо удержка в размере 5% объёма перекаченного газа Грузией как транзитный тариф может показаться очень высоким платежом за транзит.

Туркменский газ

Все газовые проекты Южного Корридора «должны» подразумевать прокачку туркменского газа. Именно так и надо понимать слова Оттингера, о том «каков бы ни был маршрут, должны существовать механизмы обеспечения поставок «нового» газа из Туркменистана». Европейцев понять можно, уж если тратиться на новый газопровод, работать он должен уверенно, долго и без перебоев. Как не позариться на туркменский газ, если в одном месторождении «Южный Йолотань» содержиться как минимум 4 трлн. кубометров газа? Нельзя упускать этот газ и разворачивать газопроводы в Китай, ибо последний является как минимум экономическим конкурентом ЕС.

Потому потенциальные газопроводы должны иметь способность перекачивать как минимум 20 миллиардов кубометров газа ежегодно, или же быть доступными для «расширения» перекачки. Таким к примеру предлагается «Белый поток», который сможет перекачивать до 32 млрд кубометров и «Набукко», предлагающий 31 млрд кубометров газа в год. Но учитывая то, что к 2025 году в Азербайджане будет добываться около 50 млрд. кубометров газа (в 2010 году добыча составила 27 млрд), а потребность внутреннего рынка на сегодняшний день сосавляет около 10-12 млрд, становится ясным что газопроводы из Азербайджана к 2025 году должны иметь пропускную способность перекачки газа около 40 млрд кубометров газа в год. Ибо к этому надо прибавить и туркменский газ, который поступит через Транскаспийский газопровод в минимальном объеме около 10 млрд кубометров. Не надо забывать и про Казахстан, ибо еврокомиссар Оттингер официально приглашал Казахстан также подключиться к транскаспийскому проекту. Отсюда понятно, каким образом следует планировать соответсвующую инфраструктуру. Транскаспийский газопровод будет реализован, и никто не сможет этому противостоять. Именно поэтому, Тегеран предложил Ашхабаду свой вариант доставки туркменского газа на европейские рынки, не по Транскаспийскому газопроводу, а через территорию Ирана, ибо осознаёт что одними возражениями помешать «Транскаспию» не удастся.

Заключение

«Газовые» договора между Азербайджаном и Турцией от 25 октября 2011 года и их реализация превращают Азербайджан в поставщика (транспортера) газа, и тем самым усиливают его позицию как производителя; ещё больше привлекают инвесторов в Каспийский регион; позволяют Азербайджану заключать сделки на более выгодных условиях; обеспечивая конкуренцию, способствуют балансированию рыночных цен на газ; обеспечивают Турции более дешёвым газом (на 30% дешевле чем импорт из других стран), подъём экономики и её энергитеческую и экологическую безопасность; превращают и Турцию, а с транскаспийским газом и Азербайджан в серъёзный региональный газотранспортный «хаб», что усиливает стратегическую мощь и важность обоих государств; в значительной мере усиливают энергетическую безопасность южной части ЕС; положительно влияют на независимость и экономику центрально-азиатских республик. Другими словами, подписание данных договоров возымеет положительный эффект на весьма широкой географической плоскости, и внесет вклад в обеспечении мира, безопасности и процветания в евразийском регионе.

Фархад Мехтиев

Поделиться:
6388

Последние новости

Все новости

1news TV