Судьба Восточного Тимора | 1news.az | Новости
Точка зрения

Судьба Восточного Тимора

20:27 - 07 / 11 / 2011
Судьба Восточного Тимора

Восточный Тимор, также известен как Тимор-Leste  - маленькая страна площадью 15 410 км², была колонизирована Португалией в 16-ом столетии. В конце 1975 г., Восточный Тимор объявил свою независимость, но в том же году был занят Индонезией и  объявлен ее 27 областью. В 1999 г. Индонезия оставила контроль над территорией,  и 20 мая 2002 Восточный Тимор стал суверенным государством.

В составе Индонезии Тимор  был «минусовой» (дотационной) зоной, потребляющей больше, чем производящей. При этом, в Тиморском море имеются  немалые запасы нефти и газа. Легкая нефть Восточного Тимора – высокого качества, некоторые ее фракции могут напрямую, практически без переработки, использоваться в качестве моторного топлива.

Сегодня в общем объеме годового дохода более двух третей составляют доходы, получаемые от продажи нефти и газа.  К примеру, запасы нефтеносного района Байу-Ундан оцениваются в $3 млрд.

В большинстве своем тиморцы принадлежат к папуасско-меланезийской расе и говорят на  языках, относящихся к папуасской и аустронезийской языковым семьям.

По словам главы представительства Еврокомиссии в Тиморе  Жуан Карлоса Рея (Juan Carlos Rey)  население страны составляет около 1,1 млн. 

«В Тиморе имеются большие запасы нефти и газа. Правительство работает над тем, чтобы усилить экономику. Нищета все еще остается большой проблемой. Низкий уровень образования и коррупция остаются одной из главных  проблем. Может через 10-20 лет положение улучшится»,- говорит он.

По его словам в  2006 году из-за борьбы за влияние  начался конфликт между полицией и армией.

«На данный момент уровень преступности довольно низкий, так как все имевшееся у населения оружие было изъято. В стране есть свобода слова, а также  сильная католическая церковь. Тимор пользуется большой симпатией со стороны практически всех стран мира.  Австралия, к примеру, ежегодно помогает стране на сумму более 100 млн.»»,- сказал он.

Дипломат отметил, что у Тимора также  неплохие отношения с Индонезией.

«Индонезия,  даже имеет здесь свое посольство.  В Индонезии обучаются порядка 6000 студентов из Восточного Тимора »,- сказал он.

Глава представительства Еврокомиссии  будущее Тимора видит в интеграции в другие региональные структуры.

Восточный Тимор видит свое будущее в интеграции в региональные организации

По словам главы МИД Восточного Тимора Закариаса Албано да Коста, в настоящее время страна сотрудничает  с Индонезией для решения существующих проблем.

«С Индонезией мы  работаем совместно,  хотя не все проблемы были решены. Были созданы различные комиссии для урегулирования проблем. Решение о независимости потребовало лидерства с обеих сторон. Нам необходимо двигаться вперед и такое желание есть и с индонезийской стороны»,- сказал он.

По его словам на данный момент студенты ездят в Индонезию учиться, торговля в основном идет именно с ней. «Мы сотрудничаем как два независимых государства. Правда мы обеспокоены тем, что немало людей в Индонезии принадлежит к старому режиму,  и считают, что Восточный-Тимор рано или поздно вернется в состав этой страны»,- отметил он.

Глава МИД считает, что  главная проблема заключается в том,  чтобы следующее поколение не имело тех проблем, которые имели место в прошлом.

«Мы пытаемся найти свое место  в регионе, укрепить свои позиции. Подаем заявление для вступления в АCEAH (Ассоциация государств юго-восточной Азии). Индонезия поддерживает наше вступление в эту организацию. Мы сотрудничаем также с Южной Кореей, Испанией, Китаем. Наша экономика маленькая, она только зарождается. Хотя мы успешно справились на первом этапе, мы продолжаем учиться и изучать опыт других конфликтов, например Израиля и Палестины.  Есть множество наций, которые хотят быть независимыми. Восточный Тимор симпатизирует им, но в вопросе их  какой либо поддержки исходит из  своих национальных интересов»,- сказал он.

По словам бывшего министра обороны Рогуа Родригеса (Roque Rodrigues) в Тиморе представлены 12 языков и 24 диалекта.

«Мир должен быть вечным, но достичь такого мира очень трудно. Восточный Тимор богатая, но  маленькая страна между двумя крупными державами Австралией и Индонезией.  Без католической религии  и португальского языка было бы сложно идентифицировать Восточный Тимор.  До португальцев основной религией был анимизм. И шаг за шагом католичество проникло в анимизм. Идентичность динамический процесс, который постоянно развивается»,- сказал он.

По его словам, главным вопросом для них является сохранение мира.

«Мы смотрим на другие конфликты, имеющиеся в мире,  и видим, что решение конфликтов дело очень трудное. После объявления независимости,  мы хотим мира с индонезийцами. Мы не смогли бы никогда победить Индонезию у нас 1 млн. населения у них столько вооруженных сил»,- сказал он.

По его словам роль СМИ сыграла важную роль в  вопросе признания Тимора. «Это тот урок истории, который мы извлекли.  Индонезия не могла быть побеждена, просто нам повезло, так как в Индонезии проходили демократические процессы. По результатам проведенного референдума 80 % проголосовало за независимость, а  20 % за то, чтобы быть в составе Индонезии», - сказал он.

Будущее же Тимора бывший министр обороны  видит в интеграции. «Раньше, у каждой страны была своя валюта. Но теперь некоторые страны объединяются в единую валюту. Если мы интегрируемся в АCEAH, то  у нас будет тоже самое. Шаг за шагом мы отдадим нашу независимость. У нас останется лишь идентичность, и мы должны сделать так, чтобы удержать эту идентичность. Может в будущем у нас будет азиатский, а не Тиморский паспорт»,- сказал он.

Он считает, что природные ресурсы Восточного Тимора сыграли также немалую роль в приобретении Тимором независимости.

Дипломаты из Индонезии уверены в том, что после окончания Холодной войны официальная Джакарта приложила все усилия для окончательного разрешения конфликта в Восточном Тиморе.

По словам  заместителя секретаря вице-президента Индонезии по политическим вопросам Деви Фортуны, конфликты в основном возникают в переходной период. 

«Когда Восточный Тимор был присоединен к Индонезии, многие страны были согласны с подобным ходом событий. После окончания Холодной войны мировая политика изменилась.  В 1991 году мировое сообщество начало выступать против Индонезии и заявлять что там нет демократии.  Когда  президентом стал Бурхануддин Хабиби, то он  приложил все усилия для разрешения этой проблемы»,- сказал он. 

По его словам президент Бурхануддин  Хабиби потерял популярность среди населения из-за Восточного Тимора. «Когда начался процесс отделения, люди считали, что регион останется.  Но когда Восточный  Тимор отделился, президент Б.Хабиби потерял свой имидж.  Одной из причин, почему он проиграл выборы,  был именно  Восточный Тимор»,- сказал он.

Бывший вице-президент Индонезии,  Юсуф Калла также считает, что в Тиморе все процессы начались во времена Холодной войны.  «Тимор был под влиянием коммунистов,  а в  Индонезии было больше американского влияния»,- сказал он.

Специальное расследование выявило военные преступления обеих сторон конфликта.

По словам бывшего представителя комиссии  «Правды и дружбы», занимающейся расследованием преступлений войны, Дионисии Бабо (Dionisio Babo), когда была создана комиссия, в нее вошли 5 индонезийцев и 5 тиморцев. 

«Была собрана  информация по 4000 делам. Как выяснилось, преступления совершались  с обеих сторон, и мы хотели, чтобы, оба правительства несли институциональную ответственность. Люди, которые совершали преступления, если прибудут в Восточный Тимор, будут переданы суду»,- сказал он.

В свою очередь,  по словам другого бывшего члена комиссии «Правды и дружбы» Фелисидаде Гутереса (Felicidade Guterres), расследование показало, что было очень много нарушений прав человека во время войны.

«Мы показывали и демонстрировали эти факты. Мы говорили о преступлениях как со стороны индонезийцев, так и со стороны тиморцев. Мы согласились, что оба правительства должны заниматься правом собственности лиц, которые покинули Восточный Тимор. Индонезийцы настаивают на том, чтобы репарации были на индивидуальном уровне, а мы говорим, что они должны быть на уровне правительств»,- отметила она.

Отметим, что по состоянию на начало XXI века суммарные запасы шельфовых месторождений нефти и газа в этом районе оценивались в $30 миллиардов. Вопрос шельфа имеет для Восточного Тимора важное значение, и поэтому  20 мая 2002 г. было подписано соглашение с Австралией, позволяющее Тимору начать промышленную разработку природного газа. Соглашение предусматривало, что тиморская сторона будет получать 90% прибыли от эксплуатации газоносного месторождения Баю-Ундан. Впрочем, несмотря на заключенное соглашение, Канберра продолжает предъявлять претензии на залежи нефти и газа в территориальных водах Восточного Тимора.

Эльшан Рустамов

Поделиться:
5280

Последние новости

Все новости

1news TV