Айдан Салахова: «Я просто перестала соблюдать установки»
Интервью 1news.az с известной художницей Айдан Салаховой.
Наша соотечественница Айдан Салахова давно перестала быть папиной дочкой. Как утверждают ее друзья, с момента заявления о себе в изобразительном искусстве она никогда и не ассоциировалась с именем своего отца – культового художника Таира Салахова. Благодаря провокационности своего творчества она сразу стала одной из ключевых фигур русской художественной сцены.
Self-made woman – это о ней. Айдан Салахлова умудрилась быть одновременно художницей, пионером галерейного дела, и роскошной, преуспевающей и гламурной особой. А ее реверансы в сторону феминизма и заявления о том, что «все ее искусство ориентировано на зрителя-мужчину» и вовсе сделали ее объектом критики, а заодно и пристального внимания художественных и околохудожественных кругов. Но все это не мешает ей быть благодарной своему учителю и отцу – Таиру Салахову, к 83-летию которого во вторник в Москве она преподнесла свой подарок – персональную выставку в «Айдан-галерее». О том, в каком качестве ей ближе Таир Салахов, Айдан Салахова рассказала в интервью 1news.az.
- Какие ощущения у вас преобладают – дочерние или благодарной ученицы?
- Я, как галереист и как дочь, сделала ему подарок. Он пришел за час до открытия, увидел все сам, и, видимо, был всем доволен. Если бы его творчество не было бы актуальным, я бы его не выставляла в своей галерее.
- Как правило, современные мастера не признают ни заслуг, ни таланта предыдущего поколения…
- Понимаю, о чем вы. Я к 80-летнему юбилею папы три года назад организовала большую выставку его работ в Фонде культуры «Екатерина» в Москве. И в экспозиции была представлена его известная картина «Тебе, человечество!», написанная им в 1961 году. Так вот, молодежь просто сошла с ума от этой картины. И потом у меня была встреча с молодыми художниками, на которой я поняла, что Таир Салахов является невероятным героем для молодежи. Он актуален для молодого поколения художников. Актуален своей прогрессивностью. Это он еще раз доказал своей картиной, написанной в далеком 1961 году, но вызвавшей еще одну волну резонанса уже в наше время. И сегодня на выставке представлены эскизы, сделанные им для балета «Тысяча и одна ночь», поставленного Андреем Петровым в театре «Кремлевский балет».
- Вам не привыкать к резонансу. И ваши собственные работы нередко вызывают ажиотаж. Неужели современное искусство обязательно должно шокировать, эпатировать, чтобы быть в цене?
- Своим творчеством я не шокирую. Просто я открыто говорю о каких-то женских эмоциях и о положении женщины в обществе. А это, конечно, мужское население очень шокирует.
- И какая она, женщина, в вашем представлении? Она замкнута?
- Она задвинута. Это раньше, в незапамятные времена, она была продвинута, царил матриархат.
- А разве матриархат – это хорошо?
- Никто не мешает мужчинам нести тяжести на своих сильных плечах. Но шея – это женщина.
- Но зачем мужчинам все время говорить о том, что они ведомы?
- Потому, что, когда мужчины ставят женщину в определенные рамки, это не есть хорошо. Женщины, которых я пишу, – очень сильные женщины. Даже если они вынуждены существовать в тех рамках, в которые ее загнали мужчины или в целом среда.
- С таким отношением к жизни, вам легко строить отношения с женщинами, мужчинами, коллегами?
- Знаете, раньше было нелегко. Потому, что я соблюдала какие-то установки, в том числе и ментального характера, которые мне были даны изначально. Но это были не мои установки. А потом я просто перестала их соблюдать.
- А папа ваш как пережил этот протест?
- Нормально. Он даже рад тому, что я не пляшу ни под чью дудку!
***
Между прочим, Таир Салахов, отвечая на вопрос 1news.az о том, не возникают ли между ним и дочерью творческие конфликты, вызванные несовместимостью взглядов двух разных поколений, ответил следующее:
- Я никогда не контролирую ее творчество. Раз уж она сама пришла к этому, и идет по этому пути, значит, она должна завершить именно этот этап своего творчества. И, как художнику, мне понятны ее стремления. В этом я поддерживаю ее. Но самое главное это то, что ее поддерживает мир искусства, так как ее знают, как первую художницу, пишущую на холсте о свободе женщины.
Айнур Гаджиева (Москва, Россия)