Национальная идея: богатство народа и гарант эффективного развития
Рефлексии политолога и неравнодушного читателя на эксклюзивное интервью руководителя Администрации Президента Азербайджана, академика Рамиза Мехтиева газете «Бакинский рабочий».
В политической науке национальная идея в последние годы диктует определенный политический дискурс. В обществах, где национальная идея пустила глубокие корни в массовом сознании, отлилась в сумму чтимых в народе ценностей, включая духовные, она первоначально выступала как связка очень простых и понятных, по возможности лапидарных истин и установок, воплощаясь через переориентацию практически всех основных систем духовной и практической жизнедеятельности общества.
Национальная идея — это своеобразная призма, окрашивающий фильтр и для всей идеологической конструкции, и для системы социальных трансляторов, таких как СМИ, образование, культура, книгоиздание и т.д. Национальная идея фильтрует восприятие и воспроизводство практических, жизненных реалий, включая приоритетную расстановку разного рода социальных программ и проектов.
Разработанная общенациональным лидером Гейдаром Алиевым идея азербайджанства — это не идеологические скрепы, как пытаются ее представить наши недоброжелатели, а новые парадигмы развития общественного сознания азербайджанского народа, партийного и беспартийного, религиозного и светского, оппозиционного и поддерживающего власть. Завещанная общенациональным лидером идея азербайджанства стала идеей всех этнических групп, проживающих в Азербайджане и считающих его своей общей Родиной.
Полиэтническая природа Азербайджана продуцировала «идею жить вместе», обоснованную еще Аристотелем как высокое этическое чувство зрелости и ответственности народа. В результате политики общенационального лидера Гейдара Алиева в структуру понятия «нация» были включены все коллективные формы самоидентификации: этнические, религиозные, социокультурные, политические и другие. С июня 1993 года национальная идея развивается в формуле национальной независимости и суверенного государства.
И сегодня полиэтничность как ценность, которая характеризует современный Азербайджан, развивает новую форму национальной идентификации, отождествляя ее с идеологией «азербайджанства» в широком формате устойчивого развития и укрепления государственной независимости азербайджанской нации. Азербайджанство, как идея, выступает идеалом, который одновременно является и целью, и способом, и формулой национального бытия.
Следовательно, мы вправе утверждать, что идея азербайджанства — это идея всего народа!
В компаративном исследовании европейских и американских политологов подсчитано, что по отношению к самому контенту «национальная идея» используется свыше пятнадцати различных метафорических моделей, диапазон которых в массовом сознании очень обширен — от персонификации идеи с личностью политических лидеров до представления национальной идеи как кроны или ветвей могучего дерева.
Такая коллективная перцепционная оценка национальной идеи, конечно, всегда весьма приблизительна, прежде всего, потому, что у каждого народа метафоры по степени абстракции различны, тем не менее, в таком варианте количественный анализ весьма показателен, так как каждый второй политический актор воспринимает национальную идею через политического лидера, а каждый третий понимает национальную идею как фундамент, основу, базис своей жизни.
В этом контексте очень четко прослеживается идентификация идеи азербайджанства через личность Гейдара Алиева, получившего заслуженное признание всего народа именно как общенациональный лидер.
Параллельно в азербайджанском обществе идет процесс коллективного осознания этой идеи как фундамента достойного развития Азербайджана в целом и каждого гражданина, ощущающего себя частью сильного государства.
В условиях глобализирующегося мира в противовес тенденциям нивелирования национальных различий понятие национальная идея становится одним из самых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике обычных людей.
Понятием национальная идея оперируют и профессиональные политики, и журналисты, и люди, далекие от политики. Национальная идея стала своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политического поведения отдельных наций, народов, общества в целом.
На фоне научного, политического и социального многоголосия особой актуальностью и новизной отличается эксклюзивное интервью руководителя Администрации Президента АР, академика Рамиза Мехтиева «Азербайджанская национальная идея обогащается тем, что гражданин ощущает себя частью государства», данное газете «Бакинский рабочий».
Глубочайшая научная база, мастерство философской рефлексии, помноженное на скрупулезность политического анализа профессионального государственника, вызывают в азербайджанском обществе всегда неподдельное внимание, активный интерес и желание поделиться своими взглядами.
Оговорюсь сразу, такое желание возникает не только у нас — отечественных обществоведов, но и у зашоренных армянским чванством недоброжелателей, с нескрываемой завистью подсчитывающих очередные достижения нашей страны.
К клеветническим изысканиям и злобной лжи армянских ученых и журналистов я вернусь позже, а сейчас хочу только двумя строками назвать те факты азербайджанских реалий, которые вызывают нескрываемую зависть.
Это — победа в самом крупном культурном европейском состязании и завоевание статуса члена Совета Безопасности ООН. Такие замечательные достижения являются результатом рациональной, четко продуманной политики Президента Ильхама Алиева, признанием международного авторитета нашей страны. «Все это в коллективном сознании азербайджанцев, — пишет академик Р.Мехтиев, — вызывает гордость за Родину».
Современную национальную идею обогащает тот факт, что гражданин чувствует себя частью государства, видит в себе силы для изменений, чувствует необходимость в существовании сильного государства и сильного и волевого лидера.
Мы абсолютно солидарны с выводом академика Рамиза Мехтиева о том, что «именно в результате политики, проводимой Президентом Ильхамом Алиевым, национальная идея отражает в себе демократизацию политического пространства, прогресс и всестороннее экономическое развитие, интеграцию в мировое сообщество, а также национальный дух и сохранение своеобразия».
В совокупности научных представлений о национальной идеологеме академик Р.Мехтиев предлагает такие исторические и теоретические конструкции, которые концептуализируют всю гамму мыслей, оценок, чувств, представлений, раскрывающих общенациональный характер «азербайджанства», защищающего честь и достоинство каждого гражданина нашей родины.
Эти основополагающие по своему характеру представления о природе и сущности национальной идеи выступают своеобразным теоретическим фундаментом, на котором выстраивается вся совокупность авторских научных изысканий, практических наблюдений и выводов о «формировании законченной конструкции становления и трансформации национально-идеологического концепта азербайджанского народа».
Основополагающее значение имеет национальная идеология, в которой, как убедительно на обширной исторической базе показывает Р.Мехтиев, формулируются цели национального движения, а также указываются пути и средства их достижения. В качестве определенной системы идеально выстроенных целей она инициирует активность нации, придавая целевую направленность действиям выдающихся личностей.
В начале статьи я говорила о национальной зависти и чванливой зашоренности армянских ученых, к доказательству этих не столь почитаемых общечеловеческой моралью качеств мне хотелось бы вернуться.
Сразу же после публикации интервью академика Рамиза Мехтиева проармянский сайт regnum опубликовал беседу с заведующим кафедрой иранистики Ереванского государственного университета, профессором Гарником Асатряном. Эту беседу тут же растиражировали популярные СМИ Армении. Заслуженный научный авторитет академика Рамиза Мехтиева настолько очевиден не только у нас в стране, но и в мировой общественной науке, что, естественно, он не нуждается в защите.
Но я хотела бы просто опровергнуть очередное изыскание армянских фальсификаторов. Ну, во-первых, сама постановка вопроса беседы — национальная идея: отведено ли в ней место для нацменьшинств? Я не буду прибегать к демографическим аргументам, потому что они очевидны в пользу Азербайджана, являющегося полиэтническим государством.
Просто хотела бы задать этот же вопрос армянскому профессору: неужели в армянской идее возрождения великой Армении есть место малым народам? Если да, то каким? На протяжении всей истории СССР, когда проводилась централизованная ассимиляция, Армения умудрялась сохраняться как моноэтническая республика, как-то особенно не жалуя малые народы.
Напомню также профессору, что идея «плавильного котла» — это, с точки зрения мировой этнополитики, продуктивная теория формирования нации, а не открытие академика Рамиза Мехтиева. Впервые апробированная в США, именно модель «плавильного котла» способствовала формированию концепции национальной идеи «Америка превыше всего», которая для США стала определяющим ориентиром развития.
Отцы-основатели США не стали ждать «оформленного этнического корпуса»1 и, как видите, создали государство, которое, конечно, по уровню жизни и степени влияния на мировую политику не может, да и вряд ли захочет сравниться с современной Арменией. В ежегодном докладе Программы развития ООН «Миграция и развитие человеческого потенциала: возможности и вызовы» отмечается, что, начиная с 1991 года, из Армении эмигрировало от 700 тысяч до
1 миллиона 300 тысяч человек, или около 30% населения. В этом же документе отмечается: из-за того, что Армению покинули высококвалифицированные специалисты, это крайне негативно сказывается на развитии страны, в частности, на воспроизводстве социального и культурного капитала. Но есть надежда, что эмигранты из Армении поехали создавать этнический корпус в гостеприимных странах.
О последствиях такого гостеприимства азербайджанский народ, к сожалению, слишком хорошо знает.
Академик Рамиз Мехтиев закономерно обращается к тому периоду мировой истории, который, как он считает, характеризуется тектоническими сдвигами в мировой геополитике, развалом Российской империи и появлением условий для построения независимого государства колониальными народами.
По его словам, «именно в эти годы появляется новая прослойка общественно-политических деятелей, которые выступили в роли авангарда общественной мысли.
Ахмедбек Агаев, Алибек Гусейнзаде, Мамед Эмин Расулзаде, Алимарданбек Топчибашев и многие другие являлись носителями азербайджанской национальной идеи, совмещая борьбу за национальные идеалы с демократическими ценностями и принципами».
Интеллектуальные силы элитарного слоя в Азербайджане продуцировали ценности, интегрирующие в национальную общность, формулировали национальные интересы. Но главное заключается в том, что национальные идеалы выступали идейной и духовной основой массовой национальной идентификации, понимания людьми уникальности и непреходящего значения разделяемых ими норм и ценностей для собственной жизнедеятельности и сохранности азербайджанской нации.
В этой предложенной академиком Р.Мехтиевым конструкции, как мне кажется, прослеживается методология культурологической парадигмы, которая исходит из того, что целостность политики и ее единство с обществом определяются целостностью человека, как такового.
В силу этого приверженцы подобного подхода (М.Шеллер, Ф.Боас, Э.Канетти, X.Арендт и др.) рассматривают политику как продукт смыслополагающей деятельности людей, а ее главным назначением признают осуществление творческой функции человека, когда, как пишет академик Р.Мехтиев, гражданин ощущает себя частью государства, видит в себе силы к преобразованиям, ощущает потребность в наличии сильного государства и сильного, волевого лидера. В силу этого и общий, совместный интерес людей в политической жизни может быть лишь результатом сбалансированных частных интересов людей, а не искусственно смоделированной, гипотетической целью, исходящей, к примеру, от власти.
Такой подход отвергает саму возможность какой-то организации или группе лиц трактовать и навязывать людям потребности и цели, которых они не осознают. Важно, что договорный характер общегруппового интереса рассматривается при таком подходе в качестве главного механизма достижения политических целей — консенсуса и компромисса.
Это и превращает политику из напряженной, перенасыщенной конфликтами сферы отношений в сферу гармоничного устойчивого развития. Катализатором национальных интересов, защитником достоинства азербайджанской нации стал призванный народом в самый драматический период Отечественной истории общенациональный лидер Гейдар Алиев. Гениальный ум, политический талант и государственная воля Гейдара Алиева вывели Азербайджанское государство на путь полной свободы и самостоятельности.
Институционализация демократических процедур в стране закладывала необходимые основы для консолидации демократии, которая явилась результатом начатых общенациональным лидером Гейдаром Алиевым процессов демократических преобразований.
Академик Рамиз Мехтиев предлагает объективную периодизацию истории формирования азербайджанской национальной идеи, выделяя семь самостоятельных периодов. Конечно, размышляя над глубокими научными выводами этого аналитического интервью, о каждом периоде можно было бы написать достаточно объемные комментарии. Но в силу своего научного интереса и жизненной практики я хочу остановиться на двух современных этапах: 1993—2003 гг. и с 2003 г. по настоящее время.
Рамиз Мехтиев доказывает, что за десятилетие — с лета 1993 года до конца 2003 года — доминантой политического развития, обеспечившей успешный демократический транзит, стало утверждение в стране общественно-политической стабильности и создание основ будущего экономического роста и политического развития страны. Начиная с конца 2003 года, последовательность и взаимообусловленность политических решений и действий, выбор стратегий и технологий государственного управления предопределили новую позицию Азербайджана в региональном и глобальном аспектах.
Усиливающаяся значимость внешних факторов, определяющихся глобализацией демократических процессов, среди которых важнейшими являются такие, как нормативное отношение к демократии и массовая притягательность демократических идеалов, пополнила национальную идею качественно новыми азимутами развития независимого государства и выстраивания отношений во внешней политике. «Рост экономической мощи государства постепенно трансформирует общественное сознание в направление, когда оно гармонично взаимодействует с окружающим миром, реально ощущает перспективы и приоритеты развития», — считает академик Рамиз Мехтиев.
И с этой научной позицией нельзя не согласиться, потому что мы стали свидетелями того, что конкурентоспособная парадигма национальной идеи доказывает свою полную состоятельность.
Приоритетными идеями, превалирующими в умах властной и общественно-политической элиты, как отмечает академик Рамиз Мехтиев, становятся идеи интенсификации экономического и демократического транзита, перехода к инновационному развитию во всех областях жизни государства.
Эти приоритеты, как мне кажется, можно определить в следующих направлениях: во-первых, защита и укрепление национального единства и соответствующей идентичности; во-вторых, достижение высокого уровня экономического развития; и в-третьих, массовое распространение таких культурных норм и ценностей, которые предполагают признание демократических принципов, доверие к основным политическим институтам, межличностное доверие, чувство гражданственности и патриотизма.
О взвешенности и рациональности политического курса Президента Ильхама Алиева свидетельствует, как справедливо считает академик Рамиз Мехтиев, тот непреложный факт, что в 20-ю годовщину независимости Азербайджанского государства «Президент Ильхам Алиев успешно руководит страной и ведет ее к новым горизонтам и переходу на качественно новый уровень развития.
Благодаря сбалансированной и последовательной политике страна добивается еще больших успехов в мире, как в культурном, так и в политическом контексте».
В результате политики, проводимой Президентом Ильхамом Алиевым, национальная идея отражает в себе демократизацию национального политического пространства, прогресс и всестороннее экономическое развитие, интеграцию в мировое сообщество, а также национальный дух и сохранение своеобразия азербайджанской нации.
Руководитель Администрации Президента Азербайджана, академик Рамиз Мехтиев как практик и теоретик политического управления традиционно выступает инициатором общественно-политических дискуссий, определяя актуальнейшие проблемы научно-теоретической мысли, обозначая те вызовы постмодерна, которые достойно должен принять Азербайджан.
Со всей искренностью хочется поблагодарить нашего уважаемого академика, прежде всего, за то, что он не позволяет стагнировать отечественной философско-политической науке, умеет держать высокий градус научной полемики, подавая азербайджанским ученым тем самым пример научной добросовестности, широкого диапазона исследовательских направлений, глубокого и искреннего желания служить своей Родине.
Агия Нахчыванлы,
доктор политических наук, профессор,
депутат Милли Меджлиса
Азербайджанской Республики