Лоуренс Шитс: «Нагорный Карабах - замороженный конфликт, который может закипеть»
БАКУ, 9 мар – 1NEWS.AZ
Мировое сообщество часто игнорирует продолжающуюся войну за Нагорный Карабах, характеризуя ее неясным определением «замороженный конфликт». Замороженный, он может в один миг закипеть и выйти из-под контроля, считает глава Южно-Кавказской программы аналитического центра «Международная кризисная группа» Лоуренс Шитс.
Состав вовлеченных в разрешение конфликта сторон грозит тем, что в случае нового витка вооруженного столкновения он приобретет масштабы регионального, и последствия его будут непредсказуемы, пишет Шитс в своей статье в газете International Herald Tribune.
Посредниками в переговорном процессе между сторонами конфликта выступают Франция, Россия и США. Представители от этих стран являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ, под эгидой которой с 1992 года ведутся мирные переговоры между Арменией и Азербайджаном.
Однако Россия также давний союзник Армении, а у Азербайджана тесные военные связи с Турцией, входящей в НАТО, отмечает Шитс.
Самым же непредсказуемым звеном представляется Иран, граничащий, как с Турцией, так и с Азербайджаном. Несмотря на то, что в Иране исповедуется ислам шиитского толка, как и в Азербайджане, Тегеран недружественно относится к Баку из-за его светской ориентации, тесного сотрудничества с Израилем, а также опасений сепаратистских тенденций среди многочисленного азербайджанского населения Ирана, пишет он.
Более того, по иронии судьбы, более тесно Иран связан с христианской Арменией.
И Армения, и Азербайджан выделяют огромные суммы денег на приобретение самого современного оружия, пишет Шитс. Речь не только об автоматах Калашникова или простой артиллерии, которая использовалась до прекращения огня в 1994 году.
«Стороны приобретают наступательные системы, в основном российского производства. К ним относится «Смерч» - усовершенствованная ракетная система, способная поражать цели на расстоянии 72 км», - пишет Шитс в своей статье.
Несмотря на официальное действие режима прекращения огня и классификации конфликта как «замороженного», на линии фронта ежегодно гибнут десятки человек с обеих сторон.
«Окопы противника расположены так близко - в некоторых местах не более 36 метров – что солдаты с обеих сторон бросают друг в друга камни, - говорится в статье. - Всего шесть международных наблюдателей иногда посещают линию фронта; нет механизма расследования преступлений, и снайперы продолжают стрелять в мирных людей, живущих в прифронтовых районах.
Учитывая все нюансы, сохранение статуса-кво в этом конфликта неприемлемо, уверен автор. По его словам, стороны конфликта либо придут к компромиссам, и соответственно мирному соглашению, что возможно лишь при увеличении международного давления; либо настанет еще более интенсивная фаза насилия, что грозит вовлечением и других региональных сил.
«Мировым лидерам стоит задуматься об этой угрозе, о потоках беженцев, нарушенному энергоснабжению, разрушениям и смерти, к которым может привести возобновление войны», - пишет Шитс.
Елена Остапенко, В.Т.