Айсель Султан. Что, если мы перестанем осуждать, критиковать и показывать пальцем на других?
Вообще интересно было бы знать, кто как понимает слово «толерантность».
Cкорее всего, если провести социальный опрос, можно получить уйму вариантов понимания этого несложного термина. Мне, например, кажется, что толерантность имеет тесную связь с терпимостью и эмпатией. Ведь не обязательно быть самодостаточным и находиться в гармонии с самим собой, чтобы проявлять толерантность, тут важнее иметь качество или, если вам угодно, умение сопереживать.
Безусловно, это не означает, что каждый человек должен испытывать чувство сопереживания каждому другому человеку. Нет. Тем не менее, это качество, сливаясь с терпимостью, может пригодиться для того, чтобы проявлять меньше осуждающего, дискриминационного и сегрегирующего отношения.
Да, вы меня поняли правильно, я хочу сказать, что толерантность - первое оружие по борьбе с дискриминацией и стигматизацией, последних, надо признать, в нашем обществе не отнять по крайней мере пока. Именно терпимость и уважение к свободе выбора другого человека, в моем понятии, это и есть толерантность.
Если говорить начистоту, то очень серьезная проблема в нашем обществе - это склонность большинства людей к осуждению и обсуждению других.
Если сравнить этот момент с западными ценностями, то можно четко ощутить разницу и даже приблизительно понять, как терпимость себя проявляет в такие моменты. Конечно, мы более заботливый и темпераментный народ, нежели финны или шведы.
Однако им в их стране живется намного комфортнее, нежели нам в нашей теплоте и дружелюбии. Этому много всяких причин, я же хочу сфокусировать внимание именно на двух понятиях, постоянно фигурирующих в этой статье.
Порой кажется, что мы сами себя интересуем намного меньше других. Или, может, это всего лишь защитный механизм срабатывает, и таким образом мы страхуемся от того, чтобы не обсуждали и не осуждали нас самих?
Что, если мы перестанем осуждать, критиковать и показывать пальцем на других? Если постараемся хотя бы каждый раз перебить самого себя, заметив, что начинаем обсуждать только что вставшего из-за стола общего знакомого?
Если попытаемся одобрительно улыбнуться каждый раз, когда будем видеть нечто нестандартное, прежде чем сморщить лоб или высмеять? Ведь согласитесь, что одна из лидирующих боязней - это страх выделяться и не быть похожим на всех.
А слабо покрасить волосы в оранжево-зеленый цвет и пойти в университет? Тот, кто решится на такой шаг, заранее примет то, что ближайшую неделю будет в центре обсуждений и ловить на себе любопытные взгляды и скорее всего по 50 раз в день повторяющийся вопрос «Почему ты так покрасил волосы?».
Конечно, это лишь пример, самый простой и грубый, но и не менее актуальный. И суть вовсе не в том, чтобы покраситься в эти, по мне очень неестественные цвета, и не в самой «храбрости» шага, а именно в реакции окружающих на нечто непривычное, что объясняется скованностью и неуверенностью у большинства представителей нации.
Осознанно избегая обобщений, хочу сделать акцент на том, что большинству людей не хочется выделяться или идти за своими желаниями именно потому, что есть сильное давление социального окружения. Это еще можно назвать синдромом «белой вороны», когда «безопаснее» не выделяться и быть как все.
Эти бесконечные и никогда не теряющие популярность вопросы «А как подумают? А что скажут?» и т.д. во многом преграждают путь людям как в личной жизни, так и в общественной. Конечно, есть счастливые и храбрые люди, которые довольствуются окружением единомышленников и ловят от жизни больше удовольствия, проявляя безразличие к общественному мнению и стандартам «ментального» поведения.
Но таких примеров, увы, пока мало. И возвращаясь к вопросу о толерантности, можно с точностью представить, с каким осуждением и дискриминацией может столкнуться человек с ВИЧ - положительным статусом, с физическими депривациями или неспособностями, с нетрадиционной сексуальной ориентацией и т.д.
Чтобы жить в обществе, где все равны и люди заняты улучшением своей окружающей среды, видимо, нужно в первую очередь научиться толерантности (терпимость+проявление уважения+эмпатия), тем самым создавая лучшее и комфортное общество.
Хочу процитировать мудрого писателя и этим завершить мой скучный и запутанный анализ: «Толпа называет свободой – свободу гнить, а справедливостью свое гниение». Не надо высмеивать желания, поступки и выборы других, лучше высмеять черствость, гнилость, материализм и ложь. И реалии строить свои, а не стараться оставаться незамеченным в толпе усопших.
Айсель Султан,
психолог, магистр социальных наук
Германия, Нижняя Саксония