Тофик Аббасов. Смотрины армянского самообольщения в тегеранской церкви
Не так давно в далекой Мексике местные законодатели осудили преступление Армении, совершенное в феврале 1992 года, против мирных жителей города Ходжалы, расставив все акценты, как говорится, по совести.
Поначалу весть об этом встретили в Азербайджане не без восторга. Она была сродни реакции на всякую новость сенсационного характера. Однако, по прошествии небольшого отрезка времени, наступило осознание полной закономерности происшедшего события.
Высокой оценки в этой истории заслуживала азербайджанская дипломатия, которая смогла заострить внимание законодательного собрания латиноамериканской страны на важной проблеме. Стоит также заметить, что армяне во многих местах планеты, где до недавних пор со своей пресловутой «истиной» и диаспорой могли себе позволить игру в одни ворота, уже вынуждены поступиться преимущественными позициями.
К сожалению, адекватной реакции на боль и страдание азербайджанского народа, на его справедливую борьбу с агрессией Армении, все еще не проявляют некоторые из соседей, хорошо знакомые с региональными реалиями. Иные из них продолжают кичиться своими подвигами на почве исламской солидарности. Речь, прежде всего, об Исламской Республике Иран, которая в вопросе азербайджано-армянского противодействия никак не определится с окончательными приоритетами.
Вернее, приоритеты эти давным-давно обозначены. Но они никак не стыкуются - ни со здравой логикой, ни с пониманием чувства ответственности перед общечеловеческой моралью, буквой международного права.
С тех пор, как трагедия Ходжалы заняла свое место в ряду массовых военных преступлений против мирных людей, общественностью Ирана были предприняты многократные попытки проведения массовых акций поминовения по невинно убиенным и осуждения злодеяний армянских военных преступников. И каждый раз местные власти под всевозможными предлогами чинили препятствия на пути добропорядочных граждан, для которых понятия братства, добрососедства являются не просто словами.
В последний раз подобный эксцесс имел место 26 февраля нынешнего года, когда столичные власти пресекли проведение церемонии поминовения жертв Ходжалинской трагедии в тегеранской мечети «Нур».
На насыщенном фоне недружелюбного отношения к проблемам азербайджанцев государственные структуры ИРИ всегда охотно идут навстречу причудам местных армянских организаций, предоставляя им широкое поле деятельности в осуществлении антитюркских и антиазербайджанских поползновений.
Под занавес прошлой недели в церкви «Сурб Саргис» в Тегеране, возле хачкара жертв т.н. «геноцида армян» прошла помпезная церемония в память об армянском офицере, который стал жертвой собственной же провокации в отношении азербайджанского военнослужащего Рамиля Сафарова в марте 2004 года в Будапеште. Спектакль был обставлен по всем канонам сусального жанра.
На нем присутствовали приглашенные гости из числа официальных иранских персон, некоторые представители аккредитованных в Иране дипломатических миссий. Там же присутствовал посол Армении в ИРИ А. Аракелян.
В местной прессе событие сие нашло довольно обширное освещение. В подробностях были отображены детали не только отслуженного молебна, но и возможности многочисленной и влиятельной армянской общины. Бесспорно, столь трогательная организация душераздирающей церемонии нашла соответствующее одобрение не только в Тегеране, но и в Ереване. Там не замедлили раструбить на весь свет дутые известия о свидетельствах «масштабного осуждения» азербайджанского офицера и официального Баку в связи с якобы несправедливым помилованием Рамиля Сафарова.
По существу молебен был превращен в дешевый политический фарс и не имел ничего общего с религиозным обрядом. Священнослужители, позабыв о санах и собственной миссии, ударились в политическую демагогию, выражая отношение к позиции политических руководителей Венгрии, европейских парламентариев.
Разгул эмоций в церкви «Сурб Саргис» только продемонстрировал, - насколько обезумели власть предержащие в Ереване, ангажировав под свои низменные шкурные цели религиозные институты за рубежом. Представляется, что дальше всех в планах выстраивания жалкой конъюнктуры пошли епархии, действующие в Иране. Скорее всего, тут имеет место тот самый случай, когда в одной точке сходятся несколько сопутствующих векторов друзей по несчастью.
Официальный Тегеран, совсем недавно оскандалившийся с историей с двумя азербайджанским поэтами, делает все возможное, чтобы создать режим наибольшего благоприятствования в пользу Армении в противостоянии с Азербайджаном. Для зажатого в тисках острой экономической и дипломатической недостаточности Еревану помощи и всяческой поддержки не бывает много.
Иран как может, так и накачивает Армению, чтобы она смогла выдержать усиливающийся прессинг Азербайджана. И все это имеет под собой одну подоплеку – закадычные «братья» дружат против реально усиливающегося регионального звена.
В свете очевидных истин Тегеран не перестает взахлеб утверждать, что занимает в азербайджано-армянском кризисе здравую позицию, что не имеет против официального Баку предвзятого отношения, что считает Ходжалинскую трагедию страшным преступлением против человечности.
В его диалоге с Баку красного словца хоть отбавляй, а принципиальных и безпретенциозных действий практически не просматривается. И это не случайно. О намерениях и здравом отношении наиболее красноречиво, наиболее точно говорят действия, а не обещания и лозунги. По этой части у иранских деятелей не без подачи армянских соседей накопился большой дисбаланс.
Примечательно, что во время больших конференций и двусторонних контактов иранские представители в разрезе кризисных тенденций с азербайджанской стороной непременно ссылаются на руку неведомых сил и так называемых подрывных центров. Подобные сентенции - всего лишь отвлекающий маневр, да еще и рассчитанный на простаков и легковеров.
До сих пор у сторон было достаточно времени и возможностей для выстраивания ровных отношений. Точно также до сих пор были возможности, чтобы донести друг другу суть истинных намерений. Однако этого не произошло.
Время искушений и сюрпризов в отношениях, как видится, прошло. И никакие смотрины самообольщения, пышно устраиваемые совместно с армянами наподобие спектакля, что имел место в тегеранской церкви, не смогут изменить положения. На смену мифотворчеству в политике Тегерана должна прийти политика реального действия, чтобы на азербайджанском направлении их дипломатии наступили бы реальные перемены и сдвиги.
И в том, что в Баку к этому давно готовы, никаких сомнений быть не должно.
Тофик Аббасов
Главный редактор газеты «New Baku Post»