Фарзин Фарзад: «Конгресс США продолжит принимать во внимание беспокойство американских азербайджанцев»
БАКУ, 21 сен – 1NEWS.AZ
Интервью с исполнительным директором Американской сети азербайджанцев -выходцев из Ирана (The Network of Azerbaijani-Americans from Iran) Фарзином Фарзадом.
- Американский конгрессмен Дана Рорабахер недавно обратился с письмом к госсекретарю США Хиллари Клинтон с просьбой оказать содействие азербайджанцам, проживающим в Иране, в реализации их прав. Что вы думаете об этом?
- Письмо Дана Рорабахера к госсекретарю Клинтон стало первым за последнее время жестом со стороны американских политиков, который привлек внимание к сложному положению азербайджанцев в Иране.
Помимо самоопределения, группы национальных меньшинств требовали и соблюдения основных прав культурного самовыражения и доступа к образованию на родном языке. Конгрессмен Рорабахер активно пытается привлечь внимание к этим процессам.
12 сентября Рорабахер представил в Конгрессе резолюцию №137, выразив мнение, что азербайджанцы, живущие в Иране (Южный Азербайджан) и Азербайджанской Республике имеют единое наследие. Поневоле разделенным в 1828 году, им необходимо предоставить международно-признанное право на самоопределение. Этот законопроект соответствует статье №1 Устава ООН, которая гарантирует право всех народов на самоопределение.
Следует отметить, что этот законопроект является т.н. параллельной резолюцией, то есть заявлением, принятым Конгрессом, но которое по существу не имеет силы закона. Несмотря на этот факт, резолюция вызвала волну негативной реакции со стороны некоторых представителей ирано-американского сообщества, члены которого утверждают, что конгрессмен Рорабахер поддерживает разделение Ирана.
Нужно прояснить тот факт, что право на самоопределение не обязательно означает независимость. Это может быть определенная степень автономии, согласно Хельсинкскому Заключительному акту.
Письмо Рорабахера и предлагаемый законопроект не содержит ничего, что бы говорило о поощрении идеи разделения Ирана. Это символический знак поддержки этнического азербайджанского меньшинства в Иране, живущего в тяжелом положении.
Кроме того, Рорабахер имеет репутацию политика, отстаивающего права этнических групп в регионе, недостаточно представленных в жизни государства. Он также активно поддерживает требования народа белуджей в расширении их прав. С аналогичной резолюцией он выступал в феврале, призывая к тому, чтобы иранская провинция Белуджистан получила право на самоопределение.
- Верите ли Вы, что это предложение является инициативой лишь Рорабахера, и не отражает планов более широкой группы политиков?
- Позиция Рорабахера отражает мнение меньшинства в американской политике. В то же время многие члены Конгресса США хорошо осведомлены о роли этнических меньшинств в Иране, значительное число конгрессменов может отчетливо сформулировать степень влияния этнических азербайджанцев в Иране.
Письмо Рорабахер к Клинтон и последовавший за этим законопроект нацелен на то, чтобы распространить идею о том, что Иран не монолитное государство, где живут представители лишь одной национальности, и, что еще более важно, одних убеждений. Это попытка придать гласности нарушения прав человека в Иране, сконцентрировавшись на проблемах азербайджанского этноса.
Таким образом, позиция Рорабахера не имеет широкой поддержки со стороны американских политиков, но это отразится на диалоге. Примерно лишь пятая часть т.н. параллельных резолюций проходят в Конгрессе, и непосредственно у этой резолюции мало шансов на успех. Значение имеет то, что она может оказать большое влияние на смену риторики в Вашингтоне, а также повысить осведомленность об этой проблеме на международном уровне.
Хотя учитывая действия Рорабахера, Соединенные Штаты сейчас значительно превосходят Евросоюз в жестах доброй воли по отношению к иранским азербайджанцам. Конгресс США, таким образом, продемонстрировал свое намерение продолжать уделять особое внимание беспокойствам азербайджанцев Америки.
- Новый посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар заявил недавно, что Иран представляет собой основную угрозу безопасности Азербайджана. Согласны ли вы с ним?
- Да. Напряженность в отношениях между Ираном и Азербайджанской Республикой остается высокой, хотя Иран был одной из первых стран, которая установила дипломатические отношения с Азербайджаном после приобретения им независимости. Иран рассматривает Азербайджан как угрозу своей территориальной целостности и опасается своего северного соседа, сильного в экономическом и военном отношениях.
Это связано с тем, что в душе каждого азербайджанца по-прежнему живет стремление воссоединиться со своими этническими братьями, будь то в рамках независимого государства или в качестве автономного субъекта.
В прошлом веке было, по крайней мере, три попытки южных азербайджанцев создать автономное правительство. Нельзя исключать, что этот вопрос беспокоит руководство Исламской Республики больше, нежели военный удар со стороны Запада.
Группировки, связанные с Корпусом стражей исламской революции (КСИР) пытались устроить атаки на израильских дипломатов в Азербайджане. Совсем недавно отношения Ирана с Азербайджаном испортились еще больше, когда два азербайджанских поэта были незаконно задержаны в Исламской Республике на том основании, что они якобы занимались шпионажем.
Еще один аспект, который необходимо учесть, - это то, что в Иран вызывают ярость близкие отношения Азербайджана с Израилем. В феврале Азербайджан подписал соглашение с Израилем о закупке технологий противоракетной обороны общей стоимостью $1,6 млрд.
- Верите ли Вы в возможность войны между США/Израилем и Ираном? Как это может повлиять на ситуацию в регионе Южного Кавказа?
- Я не люблю делать прогнозы касательно ситуации на Ближнем Востоке, так как никто не может знать военную стратегию США и Израиля, не будучи непосредственно вовлеченным в процесс принятия политических решений. Тем не менее, некоторые аспекты должны быть приняты во внимание. Война никогда не является неизбежностью.
Я не думаю, что Израиль готов в одностороннем порядке атаковать Иран и поставить тем самым под угрозу собственную безопасность, не имея поддержки со стороны администрации Обамы, которая на данный момент не желает и финансово не в состоянии поддерживать новую войну в регионе.
Военный удар по ядерным объектам Ирана, безусловно, повлечет за собой ответные действия со стороны Ирана. Есть вероятность и того, что Соединенные Штаты будут втянуты в дорогостоящую, затяжную войну с Ираном. Я уверен, что США в настоящее время не готовы к военному сценарию.
Более того, я полагаю, что США хотят видеть Иран побежденным без единого выстрела. Санкции создали в Иране атмосферу неудовлетворенности, так как его экономика постоянно слабнет – иранская валюта снизилась до рекордно низкого уровня, а экспорт нефти упал с 2,4 млн. баррелей в сутки до 1,1 млн. баррелей. Я полагаю, что стратегия администрации Обамы заключается в том, чтобы победить Иран экономическими методами.
Если продлить эту стратегию, подъем этнического национализма среди азербайджанского населения, безусловно, будет одним из реальных факторов в жизни Ирана. Несмотря на то, что период национального становления завершился, я верю, что Запад заинтересован в поддержке децентрализованного Ирана, в котором этнические группы обладают большей властью в государстве. Это прецедент был заложен при поддержке курдского регионального правительства в Ираке со стороны США и Израиля.
В случае же вооруженной атаки, вовлечение Южного Кавказа в конфликт практически неизбежно. Невозможно предсказать и то, как армянская сторона может помочь Ирану, учитывая информацию о продаже оружия из Армении в Иран.
Елена Остапенко, Ф.Б.