Станислав Притчин: «Реализацию глобальных энергопроектов торпедирует неопределенность правового статуса Каспия» | 1news.az | Новости
Интервью

Станислав Притчин: «Реализацию глобальных энергопроектов торпедирует неопределенность правового статуса Каспия»

12:36 - 27 / 03 / 2013
Станислав Притчин: «Реализацию  глобальных энергопроектов торпедирует неопределенность правового статуса Каспия»

Интервью 1news.az с российским экспертом Станиславом  Притчиным.

В реализации крупных энергетических проектов, которые нацелены на   обеспечение внутренних  потребностей  стран–поставщиков, а также  диверсификацию поставок энергоресурсов на мировые рынки  имеются  определенные  противоречия, зависшие на  ряде объективных и  субъективных факторов,  заявил  в интервью информагентству 1news.az российский эксперт Станислав Притчин.

- Как известно, Газпром потребовал от Украины выплату в размере  7 миллиардов долларов за недобор газа. Как вы расцениваете   газовый конфликт между  Газпромом  и Нафтогазом, с учетом  интересов  сторон в  расширении энергетических возможностей, и в частности диверсификации поставок на  мировые рынки?  Считаете ли вы, что конфликт может быть исчерпан, если Украина присоединится к Таможенному Союзу?

- Я бы не стал увязывать вопрос долга и вступления Украины в Таможенный союз. Дело в том, что согласно существующему договору, подписанному Юлией Тимошенко, предусмотрена  норма «бери или плати». В условиях серьезного снижения закупок газа со стороны Украины, Газпром  теряет прибыль  и пытается таким образом надавить на своего партнера.  Исходя из складывающейся ситуации, вопрос вступления Украины в Таможенный союз не стоит на повестке дня, ввиду, прежде всего, жесткой позиции Европейского Союза. Вероятнее, скорее решение вопроса с созданием консорциума на базе украинской газотранспортной системы. Но и здесь также нельзя давать каких-либо уверенных прогнозов, так как вопрос стоит на двусторонней повестке дня уже много лет и так не перешел в стадию реализации, хотя мог бы снять множество спорных вопросов.

- Как отреагирует  российская сторона на транзит азербайджанского газа в Украину?

- Вопрос транзита азербайджанского газа в Украину через территорию РФ упирается в российское законодательство, согласно которому монополия на  транспортировку и экспорт газа из России принадлежит Газпрому. При этом многие российские компании сталкиваются с серьезными трудностями при организации экспорта. Так, компания НОВОТЭК при реализации СПГ проекта на Ямале с трудом добилась возможности самостоятельного выхода на внешние рынки. Это пока единственный прецедент. Поэтому в ближайшей перспективе говорить о подобном транзите, наверное, преждевременно. В дальнейшем же вопрос доступа к российской инфраструктуре поставщиков газа из Каспийского региона и Центральной Азии выглядит достаточно перспективно.

- Считаете ли вы объемы поставок азербайджанской  нефти в рамках проекта  «Сарматия», «Одесса-Броды-Плоцк» перспективными?

- Азербайджан к настоящему моменту сформировал основные экспортные направления для своей нефти и их, в принципе, достаточно, чтобы доставлять сырье до потребителей. При этом, в  ближайшие годы не ожидается заметного роста добычи, чтобы существовала острая необходимость искать новые экспортные маршруты. К тому же здесь важна экономическая составляющая. Сколько будет стоить поставка тонны нефти из Баку через Азербайджан, Грузию, Черное море и Одессу-Броды, пока неизвестно.

- Ваши предположения о  целесообразности  проекта  «Набукко»?

- Вопрос реализации этого проекта в последнее время все больше зависит от позиции Азербайджана, который благодаря  строительству газопровода TANAP взял инициативу в свои руки.  Кроме того, в последнее время у «Набукко» появилось два серьезных конкурента уже в Восточной и Южной Европе Трансадриатический газопровод  и Набукко-Вест, технические и инвестиционные параметры сформированы с учетом слабостей Набукко и его дороговизны.  В такой ситуации реализация этого долгостроя выглядит маловероятной.

 - Многие аналитики уверены в реализации проекта Транскаспийского газопровода в  среднесрочной перспективе. А вы как считаете?

-  Транскаспийский  газопровод является   достаточно перспективным направлением,  особенно если взять во внимание, что  Европейский   союз считается  одним из главных потребителей  газа в мире.

У  основного поставщика газа для проекта - Туркменистана    на сегодняшний  день есть газопровод  в Россию,  Китай, Иран, и рассматривается  вопрос строительства газопровода  через  Афганистан – Индию  в Пакистан.

Напомню, что Индия и Туркмения договорились 23 января 2013 г предпринять все необходимые шаги для скорейшей реализации проекта строительства магистрального  газопровода  (МГП)  Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Решение было принято по итогам  4-го заседания Межправительственной туркмено-индийской комиссии по торговому, экономическому, научному и технологическому сотрудничеству, проходившего  21-23 января 2013 г  в г Нью-Дели.

Так вот,  в принципе, и Транскаспийский  газопровод, и газопровод через  Афганистан  достаточно сложные проекты  с точки  зрения реализации.

Если взять во внимание не простую  ситуацию  в Афганистане, то нельзя быть уверенными в обеспечении безопасности много миллиардного проекта, как на стадии строительства, так и при его эксплуатации.

Ну, а  трудности реализации Транскаспийского газопровода,   связаны не только с существующими   противоречиями  между сторонами, но и с тем, что   все еще нет соглашения о разделе Каспийского моря.  Фактически нет  правил, которые бы регламентировали возможность  строительства   трансграничных  проектов,  тем более по дну  моря.  Строительство   подводного трехсоткилометрового  газопровода  требует  крупных  финансовых затрат, поскольку речь идет о   много миллиардном  проекте.

Далее  надо  учитывать   доставки газа сначала по территории Туркмении, по подводному участку, далее по маршруту Баку-Тбилиси-Эрзурум,  и затем по одному из пока не построенных пока газопроводов. С учетом всех этих  противоречий реализация проекта в среднесрочной перспективе маловероятна.

 - Вы коснулись  неразрешенности статуса Каспийского моря. В какие сроки  этот  вопрос может  найти свое  окончательное решение?

- Несмотря на то, что  у прикаспийских стран  есть объективные противоречия, самое   главное  достижение   в том, что за  эти  20 лет стороны  научились договариваться. 

Это позволило избежать  прямых конфликтов. Если говорить о перспективах, то, конечно,  сложно прогнозировать  сейчас, что в ближайшие пять лет удастся  разрешить  все противоречия,   учитывая не простую  геополитическую  ситуацию на Каспии.

В то же  время есть конечно и  позитивные  моменты в  плане  решения насущных проблем на Каспии, которые  начали  решать все  пять прикаспийских  государств по итогам саммита в Тегеране  в 2007 году, и  по итогам саммита  в Баку в 2010  году. В конечном итоге  удалось  утвердить рамочную конвенцию о защите  морской среды Каспийского моря.

Имеется  декларация  по  вопросам безопасности, которая объявляет «Каспий   - морем мира»,  и обязывает страны-участницы  решать все спорные вопросы  только мирным путем. Важно, что  все прикаспийские   страны  обязуются не предоставлять  свои территории для агрессии  против участников соглашения.

Фактически все пять  президентов прикаспийских стран   подтвердили  свою приверженность  данному принципу   сотрудничества  на Каспии по итогам Бакинского  саммита, на котором сторонам удалось  сблизиться  по ряду позиций,  в частности,  в вопросе  размера исключительной   экономической зоны. И теперь  она  будет составлять порядка  24 -25 миль, остальная часть акватории Каспия  будет оставаться в общем пользовании, что будет  способствовать   судоходству и  развитию  рыболовства. Де-факто  определенные договоренности между  сторонами достигнуты, но, несмотря  на нахождение  точек соприкосновения   по актуальным вопросам  между странами, я не уверен в    решение  вопроса  определения статуса Каспийского моря в ближайшие или средние сроки.

Как показывает мировая  практика,  подобные вопросы  решаются  довольно продолжительно время. Допустим, Иран не соглашается на секторальный принцип, и согласен пойти на него, если получит 20% акватории, а Азербайджан, в свою очередь,  не пойдет на уменьшение своего сектора, чтобы удовлетворить претензии южного соседа. Сохраняются противоречия из-за пограничного месторождения между Туркменистаном и Азербайджаном.

- Как может сказаться эскалация ситуации вокруг ядерной программы Ирана на данном вопросе?

- Начало военных действий против Ирана отодвинет решение и без того сложной проблемы Каспия еще дальше. Ведь независимо от исхода вероятного удара, иранское руководство будет озабочено проблемой восстановления страны, нормализации экономической деятельности. И ни при каких обстоятельствах лидеры ИРИ не пойдут на компромисс в ситуации, когда страна будет в заведомо уязвимом и слабом положении. Подтверждением этого является весь современный переговорный процесс. Каковы бы не были экономические или политические трудности у Тегерана в условиях международных санкций и угрозы изоляции, Иран ни разу не отошел от своей первоначальной позиции равного раздела Каспия. Думаю, позиция Ирана в этом вопросе  не изменится.

Матанат Насибова

Поделиться:
4392

Последние новости

Все новости

1news TV