«Разговор по душам», или «Дуга нервозности» от Дугина
Совершенство геополитической модели объясняется признаками ее материализации.
Это уже аксиоматичная формула, и находит подтверждение в наши дни, когда градус коллизий за размещение интересов только растет.
Палитра мировых процессов, по образному выражению ныне здравствующего классика, действительно напоминает шахматную доску, в периметре которой идет ожесточенная схватка за каждую, образно говоря, клетку. И по тому, как позиционируются акторы, вырисовываются контуры дилемм и предсказуемых тенденций.
Южный Кавказ, будучи горячим регионом, выбрасывает на-гора и лаву обнадеживающих начал, которые дают достаточно оснований для оптимистических ожиданий. Наперекор силам и странам, что склонны затягивать решения заскорузлых проблем вроде Армении, есть прямо противоположные позитивные показатели. И попытки подвести базу сомнений под них, как это делает в своих предположениях российский эксперт и ученый Александр Дугин, только вредят атмосфере, которая содержит в себе много конструктивного.
Это очевидная истина, что даже в отношениях испытанных партнеров нередко возникают разногласия или же нестыковки. Рассматривать богатую палитру совместно наработанного прока сквозь призму временных и локальных сложностей, все равно что уводить нить логики в дебри сомнений.
Говоря об организации политических процессов, он ставит проблему так, будто представляемая им страна в состоянии выставить непомерно большой счет менее влиятельному партнеру, не оставляя никаких шансов на выбор. Это явный перебор. Допускается он с таким расчетом, чтобы выдать желаемое за действительное, обозначив Азербайджан в качестве страны, лишенной возможности маневра в корректировке проводимой линии.
Легкость и откровенность, коими оперирует А.Дугин, может, и подкупают, но только формой, а не содержанием. Смысл умозаключений российского аналитика не то, чтобы спорный, а просто недопустимо ирреальный.
Автор утверждает, что впереди двух лидеров – Владимира Путина и Ильхама Алиева «ожидает серьезный разговор» на геополитическую проблематику. Из этимологии данного суждения вытекают как минимум две истины. Первое, получается, что доселе эти руководители, ведя диалог, были на волне свободного полета и посему могли себе позволить вальяжность, и второе, что уровень серьезности диктуется одной из сторон, которая вправе теснить визави, грубо навязывая ему собственную волю.
А.Дугин, как никто другой, прекрасно осведомлен, что официальный Баку за годы независимости пытался и добился того, чтобы быть в формате равноправия со всеми партнерами и соседями. На это его подвигла серьезная настроенность на решение существующих проблем, ибо политика – есть сфера вынужденного действия, и она не терпит послаблений. Во всяком случае, азербайджанский лидер доказал это своими действиями.
Любой нажим на Баку, как правило, наталкивался на адекватные контрдействия, и это непременно приводило ситуацию к консенсусу.
Не лишне напомнить, что нечто подобное единожды имело место и с мировым лидером - США, которые пытались навязать Азербайджану свой план разблокировки в контексте треугольника Баку-Ереван-Анкара. Что из этого вышло, известно всем, и А.Дугину тоже.
На дворе пора новых координат, которые укладывают общий геополитический порядок в более разумные и гибкие рамки. И если есть необходимость «выносить за скобки» международных отношений что-либо, то речь может идти не о субъектах, с которыми та или иная страна считает необходимым строить отношения, а таких средствах воздействия, как диктат и грубый нажим.
Безапелляционные и ничем не обоснованные высказывания типа «нужно депортировать к приезду Путина израильтян, чтобы они не мешали спокойной и теплой атмосфере» также напоминают рудименты отшумевшей эпохи холодной войны, когда сюзерены не оставляли сателлитам шансов на реализацию собственных видений. Азербайджанская власть адекватно реагирует на процессы внутри страны и вокруг нее, чтобы быть на волне самодостаточности. И такого рода директивные напутствия звучат не по адресу.
Азербайджан, осуществляя стабилизационный внешний курс, приносит себе и региону конструктивные приобретения. Его интеграционная концепция оказала облагораживающее воздействие на облик региона. Россия, как ближайший сосед, только выигрывает от столь надежного партнерства, видя, что на ее южных рубежах - предсказуемая страна. И если А.Дугину, как одному из ярых проповедников евразийства неймется, почему Баку не выказывает откровенных симпатий к этой идеологии, то не лишне сказать, что слова в больших проектах ничто, главное - дела. Будучи воплощением идеи многополярности, истинного евразийства, Азербайджан в прикладном понимании сделал во много крат больше, чем те из апологетов, что только сотрясают воздух словоблудием.
Наконец, Александр Дугин упоминает о большой симпатии и любви россиян к Азербайджану. Дабы не быть голословным, неплохо было бы и самому отобразить трепетное отношение в мыслях, которые, как кажется, были высказаны в жанре «разговора по душам».
Тофик АББАСОВ,
главный редактор газеты New Baku Post