Эльмира Ахундова: О главных выводах выборов 9 октября 2013 года
Депутат Милли Меджлиса, заслуженный журналист Азербайджана
Размышления публициста после выхода интервью руководителя Администрации президента АР, академика Рамиза Мехтиева ряду информационных агентств Азербайджана.
Президентские выборы 2013 г. постепенно становятся историей. Соответственно главные субъекты этой истории, каковыми являлись кандидаты в президенты, уступают место политологам, социологам, экспертам, словом, всем тем, кому предстоит проанализировать количественные и качественные параметры президентской кампании и сделать соответствующие выводы.
За три недели, отведенные для предвыборной агитации, мне довелось побывать практически во всех селах Масаллинского района, встречаться с избирателями, беседовать с народом. Более всего меня впечатлило то, что даже в самом отдаленном селении района были видны результаты деятельности президента Ильхама Алиева: построенные здесь школы и больницы, проложенные дороги и линии газо- и электропередач, реализуемый в Масаллах масштабный проект по прокладке чистой питьевой воды в села Муганской степени, возрождение чаеводства – все это и многое другое вызывало неподдельный энтузиазм и благодарность местного населения.
Предвыборная кампания 2013 года была лишена драматической интриги, ибо соперники действующего президента не смогли сформулировать ничего принципиально нового, ограничиваясь частностями. Представителям же объединенной оппозиции не удалось выдвинуть ни одного беспроблемного кандидата: один оказался с двойным гражданством, другой то ли с липовой, то ли с настоящей справкой об инвалидности. Несмотря на все усилия оппозиционеров, они так и не смогли убедить народ в том, что с «нами вам будет лучше». В результате 9 октября стал днем убедительной, уже в первом туре, победы Ильхама Алиева.
В этот день мне довелось побывать на десятках избирательных участков столицы. Меня поразила спокойная деловая атмосфера, отсутствие суеты и нервозности, а главное – невиданная активность избирателей.
На многих участках образовывались живые очереди за бюллетенями. Люди не скрывали, что пришли отдать голоса за того, кто за прошедшие годы действительно сумел стать народным президентом.
Мы ждали официальной реакции, и она последовала. Ответ пришел от руководителя президентской администрации, академика Рамиза Мехтиева, ответ, заслуживающий самого пристального внимания и соответствующих выводов со стороны тех, кто хочет строить действительно цивилизованные отношения с нашим государством.
Никогда, пожалуй, ранее не было столь откровенного и жесткого заявления после выборов. Заявление главы администрации – это официальная позиция официального Баку, и она поразила меня своей открытостью и принципиальностью. На все вопросы были даны исчерпывающие ответы, расставлены все акценты, поставлены точки над «и».
Рамиз Мехтиев заявил, что «оценка БДИПЧ имеет предвзятый характер и наводит на серьезные размышления… Мы категорически не приемлем оценку президентских выборов, данную Государственным департаментом США и БДИПЧ ОБСЕ, и считаем это крайне позорным фактом, предвзятым и непорядочным отношением со стороны этих двух официальных структур».
Во-первых, оказалось, что проект отчета БДИПЧ был заранее подготовлен в Варшавском офисе этой структуры, и администрация президента Азербайджана получила возможность ознакомиться с ним за несколько дней до выборов.
Во-вторых, официальные представители Белого дома «дружески» посоветовали отдать кандидату от Нацсовета 25% голосов, а себе оставить 74-75%, дескать, при таком соотношении голосов оценка Государственного департамента США будет более сбалансированной.
«Следуя логике, - иронично замечает академик Р.Мехтиев, - если бы мы не последовали этому совету, при всех других случаях оценка гарантированно оказалась бы отрицательной… Выходит, что мы должны были проводить не прозрачные, честные выборы, а фиктивные. И при этом пририсовывать – по желанию наших партнеров – проценты определенным кандидатам в президенты».
Эти и другие нелицеприятные факты, приведенные в интервью главы администрации президента Азербайджана, буквально взорвали глобальные сети Интернета, в результате чего виновник сего невразумительного совета был вынужден неуклюже оправдываться и защищаться.
Однако европейские и заокеанские блюстители демократических ценностей демонстративно не замечают благотворных перемен, произошедших за последние годы практически во все сферах политической и социально-экономической жизни Азербайджана. С упорством, достойным лучшего применения, они продолжают твердить о нарушении прав человека в нашей стране. Так и подмывает задать сакраментальный вопрос – а судьи кто?
Не секрет, что в самой Европе с демократическими и общечеловеческими ценностями не все ладно – Запад захлестнула волна исламофобии, здесь часты проявления расизма, религиозной нетерпимости, из уст известных политиков звучит тезис о крахе мультикультурализма. В последнее время страны Старого Света молчаливо соглашаются с позицией своего заокеанского партнера, самолично наделившего себя правом вершить судьбы миллионов людей в различных точках планеты, и фактически одобряют экспорт революций, взрывы насилия и гражданскую войну в странах Ближнего и Среднего Востока. В США ситуация с соблюдением прав человека отнюдь не лучше, ибо в этом государстве чуть ли не ежедневно нарушается самое фундаментальное право человека – право на жизнь. В своем интервью Рамиз Мехтиев приводит немало убедительных фактов, свидетельствующих о массовом нарушении прав медийных структур на свободу получения и распространения информации.
Вообще, после Эдварда Сноудена и ряда других смельчаков, поведавших миру о странных методах работы ЦРУ, которое организовало тотальную слежку за своими и иностранными гражданами вплоть до президентов суверенных государств, доверие к системе американских демократических свобод и ценностей на земном шаре заметно поубавилось. А заявление президента США Барака Обамы в обращении к нации от 10 сентября 2013 года об исключительности своего государства и о том, что «бремя лидерства часто бывает тяжелым. Но мир стал лучше, благодаря тому, что мы несем это бремя…» способно в лучшем случае вызвать улыбку. А в худшем вызывает стойкие ассоциации с речами Адольфа Гитлера, который в 30-х годах прошлого века так же гипнотизировал свою нацию речами об исключительности арийцев и об особой роли Германии в будущем миропорядке. К чему привели его речи, слишком хорошо известно. Германии потом долгие десятилетия пришлось лечить свой народ от болезни, которую можно назвать «манией национального величия».
Что же касается ситуации с соблюдением прав человека, то, по мнению представителей международных правозащитных организаций, в США хватает серьезных проблем, будь то содержание в одиночных камерах в течение длительного времени, смертная казнь или целый ряд вопросов, связанных с «войной с терроризмом».
«Не лучше ли было бы, - задает риторический вопрос академик Р.Мехтиев, - чтобы правительство Америки сначала навело порядок у себя в доме, а потом учило другие государства, как им следует жить?»
Интервью главы президентской администрации и его решительный настрой вызвали бурную дискуссию в оппозиционных кругах. Политолог Хикмет Гаджизаде, например, заявил, что мы, дескать, ведем себя как подростки и что нельзя так разговаривать с великими державами.
Ничего себе логика: им значит можно безнаказанно передергивать факты, публиковать заведомо голословные и даже сфальсифицированные заявления и поучать нас как проштрафившихся школьников. Им можно игнорировать мнение 3-х миллионов избирателей, вполне осознанно сделавших свой выбор, проявивших редкую национальную солидарность и политическую зрелость, не допустивших 9 октября ни малейших провокаций со стороны деструктивных сил. Им значит все можно. А нам даже ответить на эти обвинения нельзя.
Это что же получается: то, что позволено Юпитеру, не позволено Быку? И это ваша хваленая демократия? Это ваши демократические ценности? Если так, то можно понять группу журналистов, которые в открытом письме к президенту усомнились в необходимости продолжения диалога с Европейским Союзом в формате программы «Восточное партнерство». В самом деле, стоит ли ехать на европейский саммит, если руководители ведущих государств Европы пока не удосужились поздравить нашего президента с заслуженной победой и фактически в лице БДИПЧ ОБСЕ усомнились в легитимности этой победы? Стоит ли продолжать диалог, если в отношении к нашей стране по-прежнему проявляются двойные стандарты, если Запад молчаливо поощряет агрессора, не прикладывая ни малейших усилий к тому, чтобы попытаться решить нагорно-карабахскую проблему?
«За последние годы в нашей стране заметно утвердилась демократическая мораль, и это очень важный аспект нашей действительности, - говорит академик Р.Мехтиев. - Обратите внимание, насколько глава азербайджанского государства считает важным формирование атмосферы прозрачности в общественной, социально-экономической сферах. Она, эта прозрачность очень важна для переформатирования отношений между людьми и официальными органами, для обеспечения доверительности в отношениях.
В практике международных контактов доверительность такая же нужная субстанция, как и в отношениях между людьми. И когда какие-то стороны начинают злоупотреблять доверием, подвергать годами сложившиеся отношения ненужным испытаниям, возникают проблемы, отягчающие партнерство».
Интервью главы администрации президента Азербайджана – это позиция самодостаточного, уверенного в себе и своей правоте человека. И это позиция не только официального Баку. Мнение уважаемого Рамиза Мехтиева сегодня разделяет большинство здравомыслящей части азербайджанского общества. Мы очень толерантная нация, мы гостеприимны, добры и радушны. Однако прошли те времена, когда мы позволяли другим злоупотреблять своим радушием. По меткому замечанию академика Р.Мехтиева, тщетны попытки окриком указать нам, что мы живем не по начертанному кем-то сценарию.
И в этом, на мой взгляд, заключается главный оптимистический итог президентскх выборов 2013 года.