Виталий Арьков: «Именно поэтому в ночь после теракта в Волгограде и полетели бутылки с зажигательной смесью в окна одной из мечетей»
Интервью 1news.az с основателем и владельцем экспертно-аналитического портала PolitRUS.com, российским политологом Виталием Арьковым.
- Начну наше интервью с того, что выскажу соболезнование родным и близким жертв теракта в Волгограде. Уже известно, что предполагаемая террористка Наида Асиялова, совершившая взрыв в пассажирском автобусе в Волгограде, являлась гражданской женой Дмитрия Соколова — жителя Подмосковья. Что за силы могли стоять за организацией теракта в Волгограде?
- Большое спасибо за слова поддержки! Волгоградцы живут на героической земле Сталинграда, поэтому сильны духом и не подвержены панике и провокациям.
По тем сведениям, что уже рассекречены российскими спецслужбами, организаторов теракта следует искать среди лидеров дагестанского бандподполья, а заказчиков – в нефтяных королевствах Ближнего Востока и на Капитолийском холме. И это не плод воображения прокремлевского ура-патриота. Меня к таковым сложно причислить.
- Как Вы считаете, почему террористы на сей раз выбрали своей целью именно Волгоград ?
- Согласно одной из официальных версий, Волгоград не являлся целью террористов. Якобы Асиялова направлялась в Москву, но затем что-то пошло не так и она подорвала себя в Волгограде. Возможно, она запаниковала, заметив за собой слежку. Возможно, что версия со «случайностью» взрыва необходима для успокоения общества, для нивелирования среди жителей города-героя на Волге панических настроений.
В интервью радиостанции «Эхо Москвы» я назвал Волгоград «прифронтовым» городом и это не случайно. Боевые столкновения между органами правопорядка и бандформированиями в регионах Северного Кавказа продолжаются. Может, не с прежней интенсивностью, с меньшим освещением в СМИ, но продолжаются. При этом, в Чеченской Республике сегодня их меньше всего, поскольку многие были уничтожены или выдавлены за ее пределы.
Где и «промышляют», выполняя то приказы своих шефов.
Наряду с Ростовом-на–Дону, Волгоград можно назвать воротами на российский Северный Кавказ. В городе проживает достаточно много выходцев из кавказских республик, переехавших сюда не только в статусе беженцев из Чечни и от терактов из Дагестана, Ингушетии и других регионов СКФО, но и тех, кого богатые родители (чаще всего, местные чиновники) отправляют в российские титульные регионы на учебу и за лучшей долей.
До недавнего времени все народы в Волгограде и Волгоградской области (не беру во внимание мелкие конфликты на бытовой почве) сосуществовали достаточно мирно. Кому-то очень нужно раскачать тему национализма и нетерпимости. Именно поэтому, считаю, и полетели в ночь после теракта бутылки с зажигательной смесью в окна одной из мечетей.
Сделано это было нарочно и в расчете на реакцию тех, кто не располагает актуальной информацией о том, что, во-первых, среди пострадавших от теракта есть и выходцы с Кавказа и, во-вторых, костяк мусульманской общины в Волгограде составляют татары, живущие бок о бок с православными волгоградцами уже не один десяток лет.
Выбор Волгограда для осуществления кровавого теракта, на мой взгляд, связан и с тем, что город получил право принимать у себя игры Чемпионата мира по футболу 2018 года, а также с проведением Зимней Олимпиады в Сочи.
В самом Сочи и его окрестностях сейчас беспрецедентные меры безопасности и организовать теракт чрезвычайно трудно. Волгоград, как я уже отмечал, является воротами на Кавказ и в связи с тем, что до ЧМ-2018 еще более 4 лет, уровень антитеррористической защиты, надо говорить честно, еще значительно ниже, чем в Сочи. В таком же положении, к сожалению, находятся и другие «прифронтовые» города: Ростов-на-Дону, Ставрополь и даже Краснодар – все силы брошены на Сочи.
- Исходя из сказанного Вами, есть ли риск повторного теракта в Волгограде?
- Хочется верить, что риск, если и имеется, то сейчас он минимален – в городе усилены меры безопасности. Настроение жителей, в целом, спокойное. Хотя теракт и является темой №1 для обсуждений на всех уровнях.
- Тем временем, лидер движения «Русские» Дмитрий Демушкин сообщил, что в мэрию Москвы подана заявка на проведение 4 ноября на юго-востоке города так называемого «Русского марша». Лидер «Русских» заявил, что националисты планируют провести акцию в общей сложности в 100 городах России. Планируется ли подобная акция в Волгограде?
- В Волгограде проблема мигрантов стоит не столь остро, как, скажем, в Москве. Основная их часть – выходцы из республик Северного Кавказа, являющихся частью Российской Федерации. Выходцев из республик Центральной Азии немного (в Москве им можно зарабатывать в разы больше) и пока они не создают неудобств для титульного населения.
Представители народов Азербайджана, Грузии и Армении в целом вполне удачно ассимилируются и у подавляющего числа местных жителей не ассоциируются с инородцами. Возможно, это результат эффективной деятельности руководства местных диаспор и более высокой культуры у большинства самих новоприезжающих.
Акпер Гасанов