Евгений Бахревский: «Это был бы очень странный способ привлечения Азербайджана в Таможенный союз…»
Интервью 1news.az cо старшим научным сотрудником Российского института стратегических исследований, специалистом по Турции Евгением Бахревским
- В свете известных событий, которые произошли в Бирюлево, хотелось бы узнать, как сегодня стоит оценивать азербайджано-российские отношения? Повлияли ли события последних дней на отношения двух стран?
- События в Бирюлево, несомненно, достаточно негативно повлияли на отношения между Россией и Азербайджаном. И для меня этот факт удивителен. В теории заговора, тем более в заговоры в современной России я не верю. Для качественного заговора нужны серьезные, грамотные и идейные исполнители. С такими кадрами у нас большие проблемы во всех сферах, полагаю, в сфере заговоров положение не лучше.
Так вот, в Бирюлево произошло обычное бытовое преступление, без какой-либо этнической окраски. Убийца, если им является подозреваемый, точно не был членом какой-нибудь этнической криминальной группировки.
Скорее, это «деклассированный элемент», как его охарактеризовали бы марксисты. СМИ раздули эту историю, народ возмутился, экстремисты сыграли свою игру.
Телеспектакль с задержанием подозреваемого справедливо возмутил азербайджанскую общественность. Однако неуклюжие высказывания в отношении судьбы русских в Азербайджане создали настоящий международный скандал.
Ситуация ненормальна тем, что в России нет каких-либо особых антиазербайджанских настроений. Есть настроения, направленные против Кавказа в целом. И, прежде всего, раздражают русских не азербайджанцы, грузины или армяне, а представители Северного Кавказа. Также русских в больших городах раздражают работники из Средней Азии. Не поведением, а численностью.
Еще 10 лет назад на улицах Москвы была слышна в основном русская речь, хоть часто и с акцентом. Теперь ухо обывателя ежедневно и постоянно слышит таджикскую, кавказскую и прочую незнакомую и пугающую речь. Это само по себе дает ощущение дискомфорта.
В любом случае то, что произошло, не пройдет бесследно. Хотя существенного влияния на российско-азербайджанские отношения эти события не окажут, но осадок, как говорится, от них останется. События в Бирюлево, надеюсь, подтолкнут Россию к выработке более осмысленной и продуманной политики в вопросе миграции. Этот вопрос давно назрел, и если его не разрешить, мы столкнемся с новыми погромами.
- Некоторые эксперты и в АР, и в РФ допускают, что антиазербайджанкие настроения, которые нынче наблюдаются в РФ, специально подогреваются определенными кругами. Некоторые комментаторы заговариваются настолько, что считают это инструментом по привлечению нашей страны в Таможенный союз… Вы допускаете подобную версию?
- Специальное раздувание антиазербайджанских настроений в СМИ, если этим действительно кто-то занимается, в любом случае это был бы очень странный способ привлечения соседа в экономическое объединение. Азербайджанская диаспора в РФ совсем не похожа, к примеру, на таджикскую диаспору.
Давление на нее не может быть сильным козырем в диалоге с Баку. По-моему, это настолько очевидно, что я практически исключаю, чтобы кто-либо всерьез мог таким заниматься.
- Разговоры о возможном введении визового режима между двумя странами кажутся вам обоснованными, а затея –реалистичной. Или это не больше, чем разговоры?
- По вопросу виз со странами СНГ В.Путин высказался однозначно. Да, в России есть настроения против мигрантов. Однако очевидно, что в ближайшее время визового режима со странами СНГ не будет.
Скорее уж визовый режим может возникнуть между Россией и Украиной в связи с ее интеграцией в европейские структуры. Есть множество механизмов регулирования миграции и без виз. Это вопрос не принципиальный.
- Насколько реальными вам кажутся заявления о желании Анкары вступить в ТС? И если желание реальное, насколько оно выполнимо?
- Анкара неоднократно заявляла о своем интересе к интеграционным процессам в Евразии. Необходимость тесного взаимодействия с Россией – вопрос, не вызывающий никаких противоречий внутри Турции, это очевидно и правящей партии, и оппозиции практически любого толка.
Особенно интересно, что этот вопрос теперь был поднят не кем-либо, а президентом Казахстана. Он, как известно, главный мотор не только Евразийского союза, но и Тюркского совета. Не исключаю, что Н. Назарбаев планирует со временем объединить два проекта воедино.
Что же касается реализации проекта, в Турции на этот счет есть различные мнения. Главным препятствием являются действующие таможенные соглашения с Европой.
То, что от Таможенного союза Турция выиграет экономически, бесспорно. Турки – отличные купцы, при этом обладающие стратегическим имперским подходом. Они внимательно посчитают, какая из интеграций им более выгодна на сегодняшний день. Но и о перспективе забывать не будут.
Гамид Гамидов