Мурад Шихалиев: «Мне бы хотелось, чтобы в Азербайджане каждый мог получить качественный медицинский сервис» - ФОТО
Гость рубрики «Наши за рубежом» - ЛОР-врач Мурад Шихалиев, заведующий отделением в клинике при университете им. Гёте во Франкфурте-на-Майне.
- Мурад, давайте вернемся на несколько лет назад. Когда и при каких обстоятельствах вы уехали в Германию?
- В 2002 году, получив стипендию DAAD (Германская служба академических обменов – прим. автора), я уехал в Германию на годичное обучение. Закончив годовую стипендию, я устроился на работу в университетскую клинику как резидент, начинал с самых низов. Итак, вот уже 12 лет я живу в Германии, хотя последние 2-3 года работаю также и в Баку.
Дело в том, что когда я уезжал, у меня не было планов остаться в Германии. Я думал поработать немного, набраться опыта и вернуться домой. Мне было сложно строить какие-либо планы, ведь на тот момент не на кого было равняться. Но все получилось как-то само собой.
Сейчас я лечу немцев, и не только, преподаю немецким студентам, принимаю участие в научных конференциях, мои статьи печатаются в научных журналах – обо всем этом раньше я и мечтать не мог.
После окончания мединститута я устроился младшим научным сотрудником в экспериментальную клиническую больницу. В тот период мы с друзьями как раз готовились продолжить обучение в Турции.
Подготовили документы, сдали экзамены и поступили в резидентуру в Турции, но я выбрал Германию и о своем выборе никогда не жалел. А друзья, проучившись в Турции, вернулись в Азербайджан и вполне успешны здесь. Они тоже смогли сделать успешную карьеру, и я за них очень рад.
- Были ли проблемы с социализацией и знанием языка?
- Мне было 26, когда я уехал из Азербайджана. Ни родственников, ни друзей у меня в Германии не было, поэтому, естественно, сложности на первых порах были. В Баку я учил немецкий, но когда попал в Германию, понял, что учил другой немецкий.
Трудности есть в любой профессии, особенно вначале, но когда есть цели, легче двигаться вперед.
В Баку я получил специальность общего хирурга, но мне хотелось выучиться на ЛОР-врача и делать операции в этой сфере. По этой причине я уехал в Германию.
- Последние годы вы часто приезжаете в Баку в качестве приглашенного врача…
- В Германии действуют слуховые центры, которыe проводят уникальные операции по восстановлению слуха у детей и взрослых. Речь идет о кохлеарной имплантации - это протез внутреннего уха, который позволяет глухонемым новорожденным детям слышать. Подобные операции проводятся и для взрослых.
Впервые такая операция была проведена в Баку в 2010 году, до этого никто подобных операций в нашей стране не делал. До сегодняшнего дня мы с моими коллегами прооперировали 20 человек – 18 детей и 2 взрослых.
Кстати, для троих прооперированных детей в Азербайджане мне удалось найти спонсоров в Германии, которые оплатили большую часть операции. Для остальных собрали средства в социальных сетях.
Я работал в Ганновере - в самом большом центре кохлеарной имплантации, известном во всем мире. Там проводится до 500 операций в год. Многие ведущие специалисты с постсоветского пространства, а также из Турции и Ирана стажировались на этой научно- исследовательской базе.
Работая там, я смог получить бесценный опыт и часто думал о том, почему такие операции не проводятся в Азербайджане. В Европе и даже Турции есть специальная государственная программа по восстановлению слуха, в частности у детей. В нашей же стране операции проводятся пока за счет самих же больных.
По статистике, во всем мире на 1000 новорожденных приходится 2 глухонемых. В Азербайджане эта цифра, думаю, достигает 300-400 в год, что является в подавляющем большинстве результатом родственных браков.
- А как протекает сама операция?
- Во время операции специальные электроды в форме улитки помещаются во внутреннее ухо. Ее абсолютно не видно снаружи, а на ухо надевается усилитель звука, который связан с этой самой улиткой. Этот имплантат во всем мире получило 240 тысяч людей.
Продукция австралийского, австрийского и американского производства. Одна такая операция стоит в среднем 30 тысяч долларов. Гарантия - 10 лет, срок эксплуатации - до конца жизни. После операции каждый год необходимо проходить перепрограммирование.
- Сложности были с этим в нашей стране?
- Как я уже отметил, мне всегда хотелось делать такие операции, но три года назад не было достаточных условий для этого, нужной аппаратуры и т.д.
После того как все необходимое было приобретено, я стал приезжать для налаживания работы. Начал делать первые операции в Центральном таможенном госпитале, а также в нескольких частных клиниках, куда меня приглашали.
Благо, я никогда не прерывал связи с Родиной и хорошо знал наши проблемы и хотел помочь.
- Как устроена ваша жизнь в Германии?
- Жизнь в этой стране достаточно запланированная. Пунктуальность, четкость и ответственность - вот что для многих имеет значение. Дела, как правило, всегда запланированы и редко когда бывают спонтанные встречи или незапланированные рандеву.
Работа у меня начинается в 7 утра и официально заканчивается в 16.00, но раньше 6 вечера из клиники выйти не получается.
Все эти годы я живу во Франкфурте-на-Майне со своей семьей. Правда, год назад они переехали Баку. У меня две дочери. Старшая ходит в школу№ 6 во второй класс. Другой – 2,5 года.
Я не думаю, что наше среднее образование чем-то уступает немецкому. Я не говорю о высшем образовании. Я сам получил образование в Азербайджане, и когда сравниваю свои знания, полученные в школе, со знаниями коллег в Германии, то понимаю, что среднее образование у нас хорошее. Если все пойдет так, как я планирую, то в школу обе дочери будут ходить здесь, а продолжать образование в Европе.
- Каким было первое впечатление, когда вы только приехали?
- Первое впечатление всегда - это эйфория. Но когда проходит время и ты узнаешь что-то изнутри, начинаешь критически относиться к вещам, которые раньше тебе нравились, и наоборот.
Немцы – трудолюбивый народ. И меня это привлекло с первой минуты. У них есть чувство внутренней ответственности, что у нас большая редкость, к сожалению. Можно доверить своим коллегам какие-то важные задачи и при этом не контролировать их, зная, что они со всем прекрасно справятся.
Поднимать голос или кого-то ругать вообще не принято. В самом начале, когда у меня были промахи, я ожидал, что на меня будут кричать или хотя бы ругать, но там с коллегами так не поступают. Хотя в Азербайджане, если сравнивать ситуации, меня давно бы уже обругали.
Немцы более сдержанны, всегда улыбчивы. Эта одна из тех стран, где существует большая толерантность и взаимопонимание. Мне здесь вполне комфортно.
- Каково это - жить на две страны?
- У меня иногда возникает такое ощущение, что я живу в двух разных мирах. Вот, к примеру, в Германии для общения на каждого пациента выделяется в среднем 5-10 минут. В Азербайджане же этого просто не поймут. Ты должен, помимо обследования и лечения, чуть ли не часами говорить с пациентами и их родственниками. А если ты не выписываешь рецепта или часто улыбаешься, тебя вообще не воспринимают всерьез.
Сложность для меня заключается в том, что каждый раз мне приходится настраиваться на другой лад. Но это своего рода адреналин, и это мне нравится.
Сейчас я на полставки работаю в клинике Германии и в Баку - в Больнице Министерства национальной безопасности.
- Когда вы поняли, что ваше призвание – медицина?
- В старших классах, когда пришло время выбора профессии, я решил пойти в медицинский институт. Хотя в детстве очень любил математику.
- Хотели бы вы, чтобы ваши дочери пошли по вашим стопам?
- Как родителю мне не хотелось бы, чтобы они проходили все эти трудности, которые пережил я. Ночные дежурства, стресс – все это нелегко для женщин.
Мы – родители – должны в первую очередь дать детям хорошее образование и возможность выбора.
- О чем мечтаете?
- Я хотел бы, чтобы в Азербайджане было обязательное медицинское страхование, чтобы была принята государственная программа для глухонемых людей и создан слуховой центр. Мне бы хотелось, чтобы в Азербайджане каждый, независимо от финансового положения, мог получить качественный медицинский сервис.
- Напоследок. Ваши пожелания нашим соотечественникам, проживающим за рубежом?
- Жить за рубежом - это неплохо, но когда ты достигаешь того, чего хотел, тебя тянет на Родину, хочется быть полезным обществу и своему народу, как бы пафосно это ни звучало.
Если каждый из нас будет отдавать немного того, чего смог добиться, то наши друзья, родственники и страна в целом будут жить лучше. Родина, как и семья, у нас одна, не будем об этом забывать.
Ругия АШРАФЛИ
Фото Т. Бабаев и Э. Рзаев