Несколько возможных сценариев развития событий в Турции | 1news.az | Новости
Точка зрения

Несколько возможных сценариев развития событий в Турции

09:40 - 13 / 01 / 2014
Несколько возможных сценариев развития событий в Турции

Несмотря на все усилия правительства, направленные на изменение общественного настроения в стране, коррупционный кризис и юридический хаос в Турции продолжают набирать обороты.

Пока представители исполнительной и судебной властей Турции продолжают выяснять отношения между собой, страна медленно катится в сторону политического кризиса. Ситуация еще больше усугубилась после второй волны антикоррупционной операции и последовавшего за ней вызова в прокуратуру сына турецкого премьера, директора Турецкого фонда содействия молодежи и образованию (TÜRGEV) Билала Эрдогана.

Эрдоган-младший так и не явился в прокуратуру, а выдававший ордер на его допрос прокурор Муаммер Аккаш был немедленно снят со своей должности. Аккаш, в свою очередь, заявил, что, мол, это является прямым нарушением принципа разделения властей, поскольку исполнительная власть всячески препятствует доведению расследования до его логического конца.

Несладко приходится и другим прокурорам, занимающимся расследованием дела о коррумпированных чиновниках. Среди них ярко фигурирует имя бывшего республиканского прокурора Стамбула Зекерии Оза, снятого со своей должности сразу после первой волны антикоррупционной операции 17 декабря.

Оз, посадивший немало высокопоставленных турецких военных в тюрьму в рамках громкого судебного процесса по делу «Эргенекон», до недавнего времени считался одним из приближенных Эрдогана. Однако после 17 декабря небезызвестный прокурор оказался по ту сторону баррикад. По мнению некоторых обозревателей, прокурор резко вспомнил о своем истинном «хозяине» и получал инструкции именно из-за океана.

Тем временем, прокурор Оз сделал еще более громкое заявление, рассказав о состоявшейся в Бурсе встрече с уполномоченными лицами премьер-министра Эрдогана. По его словам, два высокопоставленных чиновника передали ему послание турецкого премьера, требующего немедленного прекращения уголовного преследования государственных лиц, и даже угрожали расправой в случае неповиновения.

Правительство немедленно выступило с опровержением. Прокурор же стал утверждать, что, дескать, высокопоставленные чиновники ополчились против представителей судебной власти и начали уже открыто преследовать их, что является прямым нарушением конституции страны.

kv1
Как бы там ни было, достоверно известен лишь тот факт, что коррупционный скандал встряхнул официальную Анкару
kv1
Тем не менее, Высший комитет судей и прокуроров Турции (HSYK), совершивший невиданную доселе ротацию судей и прокуроров без каких-либо на то оснований, не стал уволнять Оза и назначил его прокурором стамбульского района Бакыркей.
 
Уж очень многое связывает прокурора с правительством, и окончательный подрыв отношений не устраивает ни одну из сторон.

Примерно в это же самое время в СМИ просочилась информация о том, как строительный магнат Али Агаоглу, также арестованный в рамках антикоррупционной операции 17 декабря, оплачивал все расходы королевского отдыха прокурора Оза в одном из фешенебельных отелей Дубая. Причем об этом заявил сам находящийся под стражей строймагнат Агаоглу. Этот факт, который, по сути, умолчали как прокурор, так и правительство, указал на прямую связь между государственными чиновниками, бизнесменами и представителями Фемиды.

Что касается Высшего комитета судей и прокуроров, то этот орган все эти дни принимал противоречивые решения. Комитет неоднократно осуждал всяческие попытки нарушения принципа разделения властей, зачастую игнорируя декреты Министерства юстиции и других правительственных органов. Однако географическая ротация прокуроров и другие решения, принимаемые под натиском правительства, поставили под сомнение его полную дееспособность.

Примерно такой же позиции придерживается и президент. Абдулла Гюль не назвал антикоррупционную операцию заговором внешних сил против Турции, как это сделал премьер-министр Эрдоган. Президент в присущем ему стиле стал выступать с замысловатыми заявлениями. Он не выступил даже с  косвенной критикой в адрес правительства, хотя и не стал защищать его. По мнению Гюля, нарушение принципа разделения властей недопустимо, а расследование по делу «Коррупция и взяточничество» должно быть доведено до конца, как в любом правовом государстве.    

А вот позиция армии лишний раз заставляет задуматься. Почему-то именно после 17 декабря в Генштабе ВС Турции решили, что судебные разбирательства «Эргенекон» и «Бальоз» могли быть частью большого заговора против турецкой правящей элиты, как гражданской, так и военной. Ранее, в армии категорически отказывались комментировать решения судей по этим делам и даже пальцем не пошевельнули, чтобы спасти генералов, отслуживших почти полвека в ВС Турции. Теперь, после того как в результате юридического вакуума в стране могут пострадать и члены правительства, в армии вспомнили, что, мол, суды, все-таки, не хорошо поступили с высокопоставленными турецкими военными, осужденными в рамках процессов «Эргенекон» и «Бальоз».

После «чисток» в армии и назначения генерала Недждета Озела начальником Генштаба, складывается такое впечатление, что впервые за одиннадцатилетний период правления Партии справедливости и развития (ПСР) правительство и военное руководство начали действовать сообща. Иными словами, получается, что после тяжких трудов, Эрдогану удалось-таки склонить к себе расположение нового руководства армии, однако глава турецкого правительства совершенно неожиданно для себя потерял контроль над правоохранительными органами страны.  

Как бы там ни было, достоверно известен лишь тот факт, что коррупционный скандал встряхнул официальную Анкару. Теперь, дальнейшие события в стране могут развиваться сразу по нескольким направлениям. Вот несколько возможных сценариев развития событий в Турции:

Согласно первому сценарию, правительству так и не удастся изменить общественное настроение в стране и создать искусственную повестку дня, заигрывая через тему возможного освобождения содержащихся в тюрьме отставных и действующих офицеров турецкой армии. После того, как наружу выплывут все новые и новые компроматы на членов Кабинета министров, правительству Эрдогана, возможно, ничего не останется, кроме как уйти в отставку в полном составе, и в стране будут объявлены внеочередные парламентские выборы.  

Согласно другой версии, правительство все же справится с поставленной перед собой задачей и как-нибудь протянет до конца марта. На 30 марта намечено проведение очередных выборов в местные органы власти и вот тогда все станет окончательно ясно. Если правящая партия победит на этих выборах пусть даже с минимальным перевесом, то Эрдоган может согласиться с тем, чтобы правительство ушло в отставку, Великое национальное собрание самораспустилось и в стране были объявлены внеочередные парламентские выборы. А если ПСР потерпит крах на этих выборах, то правительство долго не протянет.  

Кстати, здесь необходимо оценить вероятность третьего варианта исхода событий. То есть, если Реджеп Тайип Эрдоган окончательно утратит своих избирателей и потеряет веру в свою победу на очередных выборах, то он может еще больше ужесточить стиль правления. Следует отметить, что предпосылки для этого есть и турецкое общество отнюдь не пренебрегает этой вероятностью.

Есть еще один очень интересный и довольно реальный сценарий развития событий. Речь идет о плане «Б», предусматривающим передачу власти своему человеку в случае необходимости. Эрдоган может выдвинуть на пост премьер-министра кандидатуру одного из своих приближенных. Пока этот однопартиец сформирует новое правительство, бывший премьер-министр может спокойно восстановить свою пошатнувшуюся репутацию, сделать вид, что отходит от дел, выиграть время и баллотироваться в президенты летом сего года.

Отмечу, что согласно турецким законам, один человек имеет право максимум три раза подряд избираться депутатом парламента страны. Учитывая неоднократные заявления Эрдогана о том, что это его последний срок в качестве депутата, а следовательно премьер-министра, и намеки на вероятность выдвижения его кандидатуры на пост главы государства, эта версия кажется вполне реальной.      

kv1
Абдулла Гюль не назвал антикоррупционную операцию заговором внешних сил против Турции, как это сделал премьер-министр Эрдоган
kv1
Но на кого может расчитывать Эрдоган?! Точно, что не на вице-премьера Бюлента Арынча или кого-нибудь вроде него.
 
И вообще, в таких случаях политики обычно прибегают к помощи «внезапно» появившихся претендентов, возможность появления которых ранее не обсуждалась. А «темная лощадка» у Эрдогана есть.
 
Этим человеком может быть никто иной как Нуман Куртулмуш – заместитель председателя ПСР, перешедший в правящую партию совсем недавно.

Фигура Куртулмуша очень противоречива. Он был одним из тех, кто остался рядом с Неджмеддином Эрбаканом, когда его партию покинули Эрдоган, Гюль, Арынч и другие. Бывшие подопечные Эрбакана тогда, по сути, открестились от своего лидера и объявили себя реформаторами, учредив в 2001 году Партию справедливости и развития. Куртулмуш же, как показали последующие события, остался рядом с Эрбаканом дабы нейтрализовать его движение и окончательно обессилеть пожилого политика.

В старости лет Эрбакан получил еще один удар в спину, когда Куртулмуш в буквальном смысле отобрал у него партию. Суд вернул партию его учредителю Эрбакану, но Куртулмуш уже сделал свой выбор. Перед тем как примкнуть к ПСР, он учредил партию «Глас народа», тем самым стараясь доказать, что является независимым политиком.

Сегодня также можно допустить мысль о том, что спустя без малого 15 лет в Турции появится новое коалиционное правительство. Не секрет, что ряды правящей партии в парламенте страны начинают постепенно редеть и дело может дойти до того, что общее число депутатов от ПСР в парламенте страны значительно уменьшится. Это может привести к отставке правительства, после чего ПСР и крупнейшая оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) сформируют временную коалицию. Во всяком случае, премьер-министр Эрдоган всегда выступал за двухпартийную политическую систему, хотя никогда не скрывал свою глубокую неприязнь к НРП.    

Ах да, есть еще и традиционная версия с фатальным исходом. Речь идет об очередном военном перевороте, обусловленном глубоким политическим кризисом. Но, следует отметить, что такая возможность сегодня практически приравнивается к нулю. Во-первых, после серии «чисток» в армии и судебных преследований высокопоставленных военных в это совсем не верится. А во-вторых, Турция уже вступила в совсем иной путь развития, навсегда отказавшись от милитократии и тоталитарных устоев. Против вмешательства военных в политическую жизнь страны сегодня единогласно выступают как гражданское общество, так и все политические силы Турции. 

Что касается экономических последствий кризиса, то их можно ощутить уже сегодня. Турецкая лира значительно подешевела, инфляция ощутима как никогда, а уровень безработицы начинает расти. Страна может погрузиться в глубокий экономический кризис и впасть в долговую яму. Турция может оказаться в заложниках крупномасштабной программы приватизации, осуществленной с нарушениями при сомнительных условиях.

И тем не менее, при любом сценарии развития событий хочется верить, что турецкий народ найдет достойный выход из сложившейся ситуации, как делал это не раз на протяжении всей истории.   

Джейхун Алекперов     

Поделиться:
5234

Последние новости

Все новости

1news TV