Новые кризисы вокруг иранской ядерной программы - лишь вопрос времени, уверен российский эксперт Андрей Казанцев
БАКУ, 23 янв – 1NEWS.AZ
В настоящее время наблюдается некоторое взаимное смягчение позиций Запада и Ирана в отношении друг друга, считает российский аналитик Андрей Казанцев.
Об этом эксперт заявил корреспонденту 1news.az, комментируя решение о смягчении санкции ЕС в отношении Ирана.
Напомним, что Соединенные Штаты и Евросоюз в понедельник, 20 января, объявили о снятии части санкций с Ирана.
Такое решение было принято после того, как Иран заявил о приостановке работы своих центрифуг для обогащения урана в рамках выполнения соглашения о замораживании ядерной программы.
Снятые с Ирана санкции касаются в первую очередь экспорта нефти, являющегося одной из основных статьей дохода этой страны.
ЕС, в свою очередь, отменил действовавший с 2012 года запрет на транспортировку и страхование поставок иранской нефти-сырца. Компании из Евросоюза страховали до 90% всех поставок нефти из Ирана.
Также Евросоюз снял запрет на торговлю золотом и драгоценными металлами с правительством, госучреждениями и ЦБ Ирана.
«Это решение связано с несколькими моментами. В первую очередь со все еще продолжающимися экономическими сложностями как в США, так и в ЕС. Кроме того, тут дело и в отсутствии средств для активной политики и неготовности администрации Обамы, играющей определяющую роль в политики всего Запада, идти на открытую конфронтацию с Тегераном.
Помимо этого, надо помнить, что пост президента покинул Ахмадинеджад, проводивший достаточно агрессивную внешнюю политику, а сменил его прагматичный президент, готовый на компромиссы. В результате МАГАТЭ подтвердило, что Иран выполняет все необходимые требования.
Тем не менее, скорее всего компромисс носит лишь временный характер, а новые кризисы не за горами», - заявил Казанцев.
По мнению российского политолога, природа политического режима Ирана не изменилась с уходом Ахмадинеджада.
«В Иране уже был президент-реформатор, Хатами, и особых изменений ему добиться не удалось. Более того, у Ирана есть «большая стратегия». Она заключается в установлении доминирования в районе Персидского залива. Развитие ядерной энергетики всегда было частью этой «большой стратегии». Хотя номинально Иран всегда заявляет, что основными его противниками являются Израиль, а также США, в реальности основное военно-политическое соперничество в регионе сейчас разворачивается между Ираном и Саудовской Аравией и ее суннитскими союзниками», - отметил эксперт.
Как считает политолог, ситуация в Сирии, где шло прямое противостояние Ирана и саудовцев, показала это очень четко.
«Ядерная программа - лишь одна из возможных ставок в этой игре. Вот эта проблема внутренней борьбы за лидерство в регионе никуда не уходит. США и ЕС будут вынуждены поддерживать арабов в этом противостоянии. У Израиля тоже очень жесткая антииранская позиция, хотя Тель-Авив, конечно, арабам не друг, и, в принципе, даже выигрывает от борьбы Ирана и Саудовской Аравии. Поэтому новые кризисы вокруг иранской ядерной программы - лишь вопрос времени», - резюмировал Андрей Казанцев.
20 января власти Ирана объявили о начале выполнения условий соглашения — приостановке обогащения урана.
Ожидается, что в начале февраля Ирану будет предоставлен доступ к первой части его замороженных активов в зарубежных банках. Всего в рамках санкций, наложенных на Иран, было заморожено 4,2 миллиарда долларов.
США и их партнеры подозревают Иран в попытке создать ядерное оружие под прикрытием развития ядерной энергетики.
Иран, в свою очередь, неоднократно заявлял, что его ядерная программа носит сугубо мирный характер.
Матанат Насибова