Противостояние между ЕС и Таможенным Союзом и проблема Гагаузии
На прошлой неделе в автономно-территориальном округе Гагаузии, расположенном на южной границе Молдавии, состоялся референдум.
Жители этой небольшой автономии, население которой не превышает 160 тысяч человек, пришли проголосовать по двум принципиальным вопросам: «Одобряете ли вы интеграцию Молдовы с Европейским союзом?» и «Одобряете ли вы курс внешнеполитического вектора развития Молдовы на вступление в Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана?».
Результаты референдума, в котором подавляющее большинство населения автономии (98%, по данным гагаузского Центризбиркома) проголосовало за вступление в Таможенный Союз, для официального Кишинева не стали неожиданностью.
Ни для кого не секрет, что решение провести референдум и принять спорный законопроект народными избранниками Гагаузии было вызвано тесным сотрудничеством Кишинева с Брюсселем и парафированием Молдовой Соглашения об ассоциации с ЕС. По мнению политического истеблишмента автономии, такого рода сотрудничество ставит под вопрос независимость Молдавии и дает Гагаузии право начать окончательный процесс отделения от Кишинева.
Попытки отделения сепаратистки настроенного автономно-территориального округа для Кишинева не являются новшеством. Еще в 1990-1994 годах на территории автономии существовала самопровозглашенная Гагаузская республика, которая затем мирно вернулась в состав Молдавии. Возвращение Гаугазии под юрисдикцию Кишинева стало возможным после принятия молдавским парламентом закона об особом правовом статусе региона, что предоставило автономии широкие полномочия. У Гаугазии есть свой президент (башкан), парламент (Народное собрание), правительство (Исполнительный комитет), конституция (Уложение Гагаузии), символика и столица (Комрат).
В течение двух десятилетий мирное решение гагаузского вопроса оставалось предметом гордости молдавского руководства и одной из моделей для урегулирования приднестровского конфликта.
Однако, в свете геополитических противостояний и продолжающейся конкуренции между Европейским и Таможенным союзами за расширение своих сфер влияния, Гагаузкая карта вновь обрела значимость. Стремление определенных кругов в Кремле не допустить дальнейшей интеграции Молдавии в Европейскую семью подтолкнуло их сделать ставку на довольно-таки опасную и спорную карту – карту национального самоопределения.
Стоит отметить, что Гагаузкая карта не впервые используется Москвой. Еще во время русско-турецкой войны 1806-1812 Гагаузы, которые являются тюркским народом христианского вероисповедания, активно использовались русским царем Александром I против Османской империи в качестве пятой колонны на севере Балканского полуострова. На протяжении всего 19-ого и начала 20-ого века Гагаузы последовательно сражались на стороне русских царей и отстаивали интересы России в этом регионе. Попытки румынского маршала Антонеску расселить и ассимилировать Гагаузов 1918-1940-х годах также не увенчались успехом по причине оккупации Бессарабии в 1944 году Советской Армией. Основываясь на давнем опыте сотрудничества, после распада СССР Гагаузская автономия продолжила укреплять тесные связи с Россией. На сегодняшний день у Гагаузии действуют соглашения о сотрудничестве с Брянской и Пензенской областями, с Татарстаном и многими другими регионами России, откуда она получает внушительную материальную помощь.
Официальный Кишинев расценил действия депутатов Гагаузии как сепаратистские, назвал проведение референдума незаконным и заморозил все счета автономии. И, «неожиданно» для всех, про свою родину вспомнил российский предприниматель гагаузского происхождения Юрий Якубов. Не сдержавшись от порыва патриотизма и желания помочь «своим согражданам», Якубов финансирует проведение референдума в автономии, где сепаратисты почти единогласно голосуют за отделение от Кишинева и присоединение к ТС.
Из-за соглашения об ассоциации Молдова и так подвергалась огромному давлению со стороны России – повышение цен на газ, приостановка экспорта молдавского вина на российские рынки, обострение отношений Кишинева с Приднестровьем – и тут появилась еще одна головная боль. Теперь для того, чтобы продолжить интеграционный процесс с ЕС, Молдавии придется учитывать не только фактор Приднестровья, но и автономно-территориального округа Гагаузия.
Очевидно, что определенные круги в Кремле вместо того, чтобы экономически привлекать своих соседей, инвестируя в различные отрасли их экономики, предпочитают разыгрывать национальную карту, олицетворяющую классическую римскую политику «разделяй и властвуй». Однако политикам в Кремле не стоит забывать, что сама Россия – это многонациональная страна, состоящая из 83-х субъектов, и ее методы по достижению своих внешнеполитических целей создают опасные прецеденты. Запущенный бумеранг всегда возвращается и не всегда удается от него уклониться.
Мустафа Гурбанлы