ПУ-ПОМ-ПИДУ... Бахрам Багирзаде о самом необычном центре современного искусства - ФОТО
БАКУ, 21 апр – 1NEWS.AZ
О существовании парижского Центра Жоржа Помпиду я узнал совершенно случайно.
Много лет назад мне посчастливилось попасть в мастерскую известного азербайджанского художника Алтая Садыхзаде, который и рассказал мне о том, что в Париже существует Центр Помпиду, где собрана обширная коллекция произведений современного искусства. Мне стало так неловко, что я ничего об этом не знал, что, выйдя из его мастерской, я тут же бросился в библиотеку (ни компьютеров, ни Интернета в то время еще не было) и начал искать все, что на тот момент было опубликовано о Помпиду. То, что я прочитал, настолько меня вдохновило, что я жил мечтой когда-нибудь попасть в Париж и увидеть все собственными глазами.
И вот, наконец, моя мечта сбылась - я стою перед очень необычным сооружением, словно вывернутым наизнанку, и с волнением жду долгожданной встречи с современным европейским искусством. Это здание было построено по инициативе французского президента Жорж Помпиду, который обожал современное искусство: «Мне хочется, чтобы в Париже был выстроен культурный центр - одновременно музей и творческая мастерская, где пластические искусства соседствовали бы с музыкой, кино, книгами и аудиовизуальными исследованиями…» Пожелание президента осуществилось в 1977 году, причем в полной мере – в Центре Помпиду есть и Публичная информационная библиотека, где собрано огромное количество книг, дисков и видеоматериалов, и Центр музыки и акустических исследований, и концертные залы. Но, конечно же, главное, что притягивает сюда туристов со всего мира – это Музей современного искусства, где можно познакомиться с полотнами Матисса, Пикассо, Кандинского и многих других гениальных художников. В Помпиду проходили самые значительные выставки мастеров ХX века - Энди Уорхола, Джексона Поллока, Роберта Раушенберга, Люсьена Фрейда, а в коллекции центра представлено около 60 тысяч произведений живописи, архитектуры, скульптуры, фотографии, дизайна, видео и инсталляций.
Но больше всего меня поразило то, что проект Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса (оба - нефранцузы!) был выбран из почти 700 конкурсных работ! Строительство этого новаторского здания вызвало бурю негодования у парижан и буквально раскололо общество – большинство считало, что этот центр изуродует историческую часть Парижа, ведь в 200 метрах находится Собор Парижской Богоматери, а те, кому это проект понравился, остались в меньшинстве. Впрочем, парижанам не привыкать к такой ситуации – в свое время и Эйфелева башня, и знаменитая пирамида перед Лувром становились настоящим полем культурной битвы. Кстати, одним из самых яростных противников Эйфелевой башни был французский писатель Мопассан. И когда парижане видели его в ресторане, расположенном вблизи башни, они очень удивлялись, на что Мопассан холодно отвечал: «Это единственное место в Париже, откуда она не видна».
Безусловно, о вкусах не спорят, но то, что это здание поражает воображение, признанный факт, о котором в газете New York Times написаны очень правильные слова: «Дизайн центра перевернул архитектурный мир с ног на голову», - что подтверждает и оценку жюри самой престижной архитектурной премии Прицкера: «Центр Помпиду революционизировал музеи, преобразовав то, что когда-то было элитарными монументами, в популярное место социального и культурного обмена, вплетенное в сердце города».
В Центре Помпиду мне посчастливилось попасть на выставку одного из самых любимых моих фотографов - Анри Картье-Брессона. Я влюбился в его репортажные фотоработы с первого взгляда, они меня настолько вдохновили, что я взял в руки фотоаппарат и начал снимать. Я знал, что Брессон в советское время трижды посещал Баку, и мне даже попадались его репортажные фотоработы того периода. «Неужели мне не попадется на этой выставке ни одна его бакинская фотография?!» - подумал я, стоя перед Центром Помпиду. И когда в одном из залов я увидел лица бакинских рабочих с огромными плакатами с изображением Брежнева, то был поражен - все-таки мысль материальна! Такие же фотографии Брессон делал и в Москве, на параде 1957 года - большой Ленин, которого несут маленькие люди.
Честно говоря, мне не все понравилось. Возможно, я еще не дорос до современного искусства и нахожусь на полдороге между Лувром и Помпиду. Некоторые работы показались мне интересными, но ведь и в Лувре я не все воспринимаю. Есть масса классических картин, от цветовой гаммы, композиции и энергетики которых мне становится плохо.
В Центре Помпиду я провел много часов, но вместо усталости испытал приятное чувство общения с современным искусством, которое, как и сотни лет назад, стремится к одному - искать и находить красоту там, где до сих пор считалось, что ее нет. И этот новый, в чем-то непривычный, язык времени помог мне сделать еще один шаг от Лувра к Помпиду…
Бахрам Багирзаде