Президент Республики. Твердость в независимой политике
Чем менее независима политика, тем больше страна говорит не своим голосом - это можно наблюдать и на пространстве, которое называется постсоветским.
Не погрешим против истины, если скажем, что будучи главами крупнейших государств с их существенными экономическим, финансовым и военным потенциалами, легко демонстрировать решительность по отношению к малым странам. По всей вероятности, для этого не так уж важно иметь навыки тонкой дипломатии, чувство самосохранения и филигранный интеллект.
Non vi, sed arte - не силой, но искусством, - одна из самых известных латинских сентенций. Это краткое нравоучительное изречение, наверное, можно употребить по отношению к главам небольших стран, проявляющих решительность в проведении независимой внутренней и внешней политики в условиях обострения международного политического климата. Каждый год в мире составляются рейтинги президентов, и, как правило, верхние строчки занимают одни и те же лица. Критерии включения в рейтинг базируются на различных факторах. Небезынтересно было бы увидеть рейтинг президентов по успешности проводимой ими внешней политики, главным критерием которого было бы соотношение между Законом силы и Силой разума в их внешнеполитической деятельности.
То, что Азербайджанская Республика проводит независимую политику, - результат решительности Президента Ильхама Алиева, так как ключевая роль в реализации внешней политики принадлежит ему как главе государства. За последние 10 лет со как стороны зарубежных критиков, так и из уст радикальной оппозиции не раз звучали обвинения в адрес внешней политики главы государства. Их ошибка заключалась в том, что принимая во внимание частности, они не замечали главного, реагируя на видимость, не замечали сути. Главное и суть в том, что в таком регионе, как Южный Кавказ, во внешней политике надо быть не спринтером, а стайером. К сожалению, в 2008 году «спринтерство» показало свои горькие плоды в дружественной нам соседней стране.
Сегодня в мировых СМИ часто мелькают слова «решительность» и «нерешительность», когда в контексте сирийского и украинского вопросов упоминаются президенты двух государств: супердержавы и страны, стремящейся вернуть себе аналогичное звание. Эти две страны в совокупности имеют солидное количество различных научно-исследовательских институтов, центров, фондов, в которых целая экспертно-аналитическая армия занимается исследованиями в области разведки, международной политики и экономики. Вместе с тем, наблюдая за затянувшейся гражданской войной в Сирии и чрезвычайно опасно разворачивающимися событиями в Украине, еще раз приходим к выводу о том, как много в этих кризисных точках планеты (умиротворение или эскалация) зависит от решительности и воли лидеров двух крупнейших ядерных держав, имеющих свои интересы в этих странах.
Вследствие происшедших глубоких сдвигов в соотношении сил в мире Азербайджан оказался в средоточии противостояния двух антагонистических друг другу центров мировой геополитики.
В наши дни Баку не только южно-кавказский Нью-Йорк - финансовый центр региона, не только южно-кавказский Мюнхен по части развитости экономики. Единственный мегаполис Южного Кавказа - Баку в определенной мере напоминает и Касабланку 30 - 40-х годов. Столица Азербайджана - один из тех городов мира, куда сосредоточенно устремлены взгляды многих столиц, в частности Вашингтона, Москвы, Тегерана и Брюсселя. Не вызывает сомнения, что со стороны определенных зарубежных центров как шла, так и идет интенсивная работа по поиску и преумножению своих сторонников в республике: в структурах власти, общественных организациях, предпринимательской среде, в провластных и оппозиционных партиях, среди представителей малочисленных народов и религиозных общин, а также в СМИ. Учитывая все возрастающую роль Азербайджана на Южном Кавказе, было бы удивительно, если бы всего этого не происходило.
13 апреля на заседании Кабинета министров, 10 мая на торжественной церемонии, посвященной 91-й годовщине со дня рождения Общенационального лидера Гейдара Алиева и 10-летию создания Фонда Гейдара Алиева, 12 мая в Баку на совместной пресс-конференции президентов Азербайджана и Франции, а также 14 мая в интервью изданию «The Businness Year» среди впечатляющих успехов, достигнутых Азербайджаном за последние годы, Президент Ильхам Алиев особо отметил и независимую внешнюю политику.
Разве известно нам, какие трудности приходилось преодолеть, сколько было потрачено усилий ради возможности вести независимую от мировых центров сил политику? Все ли известно о многочисленных попытках оказания извне давления на руководство страны посредством шантажа и угроз? От Баку требовались уступки, которые, несомненно, сузили бы суверенитет, и в дальнейшем положили бы начало неотвратимым процессам, которые в лучшем случае могли поставить Азербайджан на грань того, что сегодня наблюдается в некоторых странах Арабского Востока. В худшем случае Азербайджан сегодня реально стоял бы на грани фрагментации. Было бы удивительно, если это давление не оказывалось, учитывая не только геостратегическое положение Азербайджана в регионе, его энергоресурсы, но и то, что за эти годы процесс обесценивания международного права в мире принял неотвратимый характер.
Посредством различных рычагов предпринимались попытки оказывать давление на власти Азербайджана. Это - карабахский конфликт, Минская группа ОБСЕ, этнический сепаратизм, различные исламистские организации, подвешенное положение правового статуса Каспия и усиленная его милитаризация (дипломатия канонерок), финансируемые извне НПО, «цветная» революция, параллельные диаспоральные организации, гастарбайтеры, различные международные организации и даже военная угроза. Одним из последних примеров политики давления на Баку может послужить опубликованный недавно предвзятый отчет Госдепартамента США по правам человека в Азербайджане за 2013 год. 14 февраля спикер Милли Меджлиса Огтай Асадов заявил об ожидаемом росте давления на Азербайджан в связи с предстоящими в следующем году Европейскими играми.
Оппоненты Ильхама Алиева должны понять одну простую истину. Если за эти 10 лет на пути Азербайджана к прогрессу не было бы стольких искусственных преград, а также препон в решении карабахского вопроса (в том числе и христианской солидарности), то успехи нашей страны были бы в разы более впечатляющими. Многие неведомые страницы мировой политики со временем становятся достоянием общественности. Может быть, через много лет нынешний глава Азербайджана прольет свет на то, с какими трудностями и проблемами были сопряжены эти десять лет бурного экономического развития страны для одного из самых молодых и успешных президентов в мире. Заслуга Президента Ильхама Алиева перед государством и народом заключается не только в том, что в условиях глобального экономического кризиса азербайджанская экономика, как бы это парадоксально не звучало, пошла на прорыв, но и в том, что всеми усилиями он оберегал политический и экономический суверенитет Азербайджанской Республики.
Эльхан Тагиев,
политический обозреватель