Украина после выборов. Где выход на урегулирование?
В канун президентских выборов в Украине из уст президента В.Путина прозвучало заявление, ставшее предметом широких дискуссий на Западе.
Выступая на Петербургском экономическом форуме, В.Путин дал понять, что России тоже выгодна деэскалация в Украине и ради этого она готова пойти на компромиссы.
В частности, прозвучала мысль о том, «что не ставя во главу угла возможные претензии к «чистоте и честности» президентских выборов, в России готовы признать их результаты».
«Мы и сегодня работаем с теми людьми, которые контролируют власть в Киеве, но после выборов, конечно, будем работать и с вновь избранными структурами», – сказал президент России.
Более того, российский президент недвусмысленно заявил о готовности к диалогу с Западом.
Главный результат форума?
Киев отреагировал мгновенно. «Если это действительно произойдет, мы будем приветствовать не только заявления России, но и конкретные действия по налаживанию сотрудничества с легитимно избранным украинским правительством», - заявил и.о. министра иностранных дел Украины Андрей Дещица.
В экспертном сообществе России назвали заявления Путина по Украине и отношениям России с Западом главным результатом Петербургского форума. «Мы понимаем, что это некое предположение, ожидание, пожелание, но все-таки сегодня уже больше надежды на то, что ситуация урегулируется и мы все вернемся в нормальное русло работы», – сказал экс-министр финансов России А. Кудрин.
Это действительно достаточно очевидный сигнал, но как его поймут на Западе –вопрос отдельный. Некоторые политические силы там готовы прислушаться и поверить, что российская позиция не лишена конструктивного смысла. Но есть и те, кто считает, что заявление Путина – это шаг, который призван запутать наблюдателей и уменьшить давление на российское политическое руководство.
Разница в позициях этих групп, скорее всего, сохранится. Но, понятно, что своими заявлениями российский президент предоставил серьезный аргумент как раз тем политикам на Западе, которые призывают разговаривать с Россией и не давить на нее.
Ответ на серьезный упрек?
Запад, конечно, может обвинять Россию в сложившейся в Украине ситуации, но не может не признать: гражданская война возле границ европейских государств чревата негативными последствиями, в том числе и для России. И нынешнюю ситуацию острого конфликта, переходящую в гражданскую войну, нужно сворачивать и переводить в политическое русло. Именно на это должны быть направлены усилия всех сторон, заинтересованных в скорейшей стабилизации в истекающей кровью стране.
Вместе с тем заявление В. Путина в Санкт-Петербурге похоже на попытку ответа на один из серьезных упреков со стороны Запада. А именно – потери доверия и непредсказуемости российской политики после решения по Крыму и реакции Москвы на революцию на Майдане.
Не вызывает сомнения и тот факт, что российский президент хочет подчеркнуть, что прежде чем к нему потеряли доверие, доверие к международным партнерам потерял он сам.
Конечно, далеко не факт, что российским руководством не заготовлено каких-либо других вариантов. Но на данный момент официальная Москва сочла свой этот шаг наиболее приемлемым.
Осторожный оптимизм Запада
В действительности российская политика и в Европе, и в США далеко не у всех вызывает энтузиазм и, тем более, одобрение. Но одновременно в Украине происходят события, которые у Запада вызывают откровенное раздражение. Это, прежде всего, касается действий праворадикальных сил.
В результате, критики России оказываются в сложном положении. Они могут продолжать критиковать Россию, но этого уже недостаточно, чтобы выработать действенную модель урегулирования.
Очевидно и другое. Даже если из украинского кризиса полностью исключить российский фактор, стабилизировать ситуацию в стране будет не так просто.
Нужен полноценный процесс кризисного урегулирования, и он не завершится успехом, если в нем не будут участвовать все заинтересованные силы. Как внутри самой страны, так и за ее пределами. В этом контексте петербургское заявление российского президента вызвало на Западе осторожный оптимизм.
Напрашивается такой вывод: если Запад подаст четкий сигнал, что не рассматривает перспективу членства Украины в НАТО, если начинается диалог по вопросам, которые появились у России из-за соглашение об ассоциации Украины с ЕС, если Россия, в свою очередь, объявляет, что не претендует на юго-восточные регионы Украины – может и есть выход на урегулирование?
Президент России дал понять, что его страна готова занять гибкую позицию. Остальное, надо полагать, будет зависеть от конкретных внешнеполитических шагов самой России, а также от действий нового киевского руководства и, вне сомнения, от позиции США и Европы.
ФИКРЕТ САДЫХОВ,
политолог