Точка зрения. На останках бакинского зоопарка…
Я за введение уголовной ответственности за жестокое обращение с животными!
Помните этот флешмоб, который прошел по всему Азнету? Многие до сих пор ждут, что реакция ответственных органов на этот общественный протест все же будет.
Но для начала определимся, что находится за гранью жестокости. Отрезание щенку головы? Несомненно. Утопление кошек в ванной? Безусловно. Но мы каждый день проходим мимо жестокого отношения с животными и даже не задумываемся об этом. Забой скота во дворах на глазах у идущих в школу детей с целью продажи свежайшего мяса – тема отдельная…
Отдельного же внимания заслуживает бакинский зоопарк. Вы еще помните, что зоопарк - это, вообще-то, «учреждение, для содержания животных в неволе, с целью их демонстрации, сохранения, воспроизводства и изучения, в том числе и научного»? Но это в идеале.
Наш зоопарк, по-видимому, заслуживает отдельного определения в Википедии. Потому что это учреждение в последнее время сохранению животных явно не способствует. Правда, насчет «изучения с научной целью» мы столь категоричными быть не можем, потому что для начала нужно уточнить, с какой целью нам демонстрируют этих несчастных представителей фауны. Я не оговорилась, потому что главная мотивация всех зоопарков, зоосадов и иже с ними – это, как я думаю, воспитание любви к животным. К обитателям бакинского зоопарка можно почувствовать лишь жалость или (тут все зависит от тонкости души и воспитания) брезгливость. Увы.
Итак, вы пришли в зоопарк. Первое, что «бьет в нос» - это удушающий запах экскрементов, который сразу настраивает на нужный лад. За ним по графику попугаи. Привезенные из Центральной Америки и Западной Африки разноцветные крупные птицы сидят на голых стволах деревьев в клетках практически без солнечного света. Напомним что в соответствии с определением, зоопарки – это места, где различных представителей животного мира содержат в специально созданных помещениях с более или менее приближенными к природным условиями жизни. Видимо, искусственные стволы – это максимально приближенные природные условия жизни, которые смогли создать в существующем уже 86 лет Бакинском зоопарке для обитающих обычно в лесных чащах птиц.
Но это только начало. Дальше глазам посетителей предстает высохший нильский крокодил около мутной лужицы, видимо имитирующей одну из двух величайших по протяженности рек в мире, и грустно свернувшиеся в собственных экскрементах питоны. Если учесть, что едят питоны, в среднем, раз в неделю, то, подсчитав «кучки», можно сделать вывод, что в клетку к ним смотрители зоопарка отказываются заглядывать уже около месяца.
Двигаемся к отдельно стоящему акванариуму. Домик разделен на 2 части: в первой выставлены обитатели подводного мира, а во второй (задернутой занавеской) процветает частное предпринимательство – здесь изготавливают аквариумы на заказ. Неудивительно, что прибыльному бизнесу уделена большая, как говорят в Одессе, половина помещения. А вот черепахам повезло гораздо меньше – в их аквариуме торчит всего одна «гора», где можно отдохнуть от долгих заплывов из одного конца в другой – сантиметров 80, не меньше. 10 черепах на 10 квадратных сантиметров суши – условия не хуже советских коммуналок.
В одном из аквариумов в мутной воде мы разглядели рыбу паку. Даже засомневались сперва – а может она именно в такой воде и должна жить? Но, к сожалению, всезнающий Google ответил, что двузубая колоссома – пресноводная рыба из подсемейства пираньевых, и муть здесь совершенно не причем.
Ну а затем чередой сменяли друг друга страусы со слипшимися перьями и явно выраженным демодекозом, линяющие кусками верблюды, засыпанные опилками, енот с тусклой шерстью, беспокойно бегающий по бетонному загону, изнывающие от каменной безысходности волки и медведи… Чета львов обессилено лежала на солнце посреди бетонных джунглей, а по их вольеру «протекал» настоящий ручей, вот только с застойной тухлой водой. Кстати, тусклая шерсть – свидетельство нехватки витаминов – это отличительный признак почти всех обитателей Бакинского зоопарка. Как и плесневелая вода во всех поилках, и грустные, молящие о помощи глаза животных.
Лебеди, судя по созданным для них «приближенным к жизни» условиям, перестали быть водоплавающими, потому что их бассейн давно осушен и забросан мусором, а птицы вынуждены довольствоваться уже упомянутой грязной жижей в поилке. Впрочем, раз благородные розовые фламинго и пеликаны содержатся в тех же условиях, то лебедям и жаловаться не стоит.
Ну и гвоздь посещения зоопарка – олень с опоясывающей раной вокруг туловища. Бедное животное оказалось настолько голодным, что его не остановила даже боль, и оно, хромая, медленно подковыляло к сетке, чтобы полакомиться яблоками, которые мы перекинули по ту сторону. Страшные раны, видимо, в какой-то момент подживали, но из-за отсутствия ухода и кишащих насекомых корка стала отваливаться, обнажая незажившие куски мяса…
Да, все ответственные лица могут ответить обещанием, что вскоре в Азербайджане будет создан большой, «настоящий зоопарк», на который государство выделило 55 гектаров земли, и уж там-то условия точно будут приближены к природным. Но проект – дело будущего, а как же быть с настоящим?
Ведь в данном случае речь идет не об обещании поставить новые скамейки, речь о живых существах которые живут в далеко не в самых приемлимых условиях уже сегодня.
Новый зоопарк – это здорово, но разве не логично сделать так, чтобы жильцы нынешнего зоопарка дожили до того светлого дня, когда им предоставят новое «комфортабельное жилье»?
Я повторю вопрос, заданный в начале статьи: «Неужели бездействие по отношению к обитателям зоопарка не считается жестоким обращением с животными?». И если да, кто ответит за это? Хотя в данном случае меня больше интересует ответ на другой вопрос: «Помогут ли животным бакинского зоопарка почувствовать себя живыми и здоровыми».
Не хотелось бы, чтобы этот вопрос стал со временем риторическим…
Сабина Кулиева