Андрей Иванов: «У Армении нет альтернативы, кроме как развивать сотрудничество в рамках ЕАЭС»
Интервью 1news.az с директором Центра стратегического анализа Института инновационного развития, российским политическим экспертом Андреем Ивановым.
- Согласно прогнозу многих экспертов, текущий год будет весьма непростым. Вы согласны с данным мнением?
- К сожалению, в текущем году напряженность в мире только возрастет. Конфликт на Украине далек от завершения, собственно, в Киеве и Вашингтоне не скрывают, что украинская армия собирается весной начать новое наступление. К тому же на Украине сегодня идет противостояние не только киевской власти и ополченцев Донбасса, а именно столкновение России и Запада.
Уже четко обозначились контуры будущего мироустройства. Западный мир сегодня един как никогда, сплочен вокруг США. Одновременно выстраивается «незападная» коалиция в форме «геополитической матрешки». Вначале идет Евразийский экономический союз, потом Шанхайская организация сотрудничества, и самое мощное объединение – БРИКС. Так что возможны любые конфликты в мире. В то же время не решен вопрос с радикальными исламистами на Ближнем Востоке. «Исламское государство Ирака и Леванта» продолжает контролировать значительные территории Сирии и Ирака, где устанавливает средневековые порядки. Вокруг ИГИЛ объединяются различные радикальные силы по всему миру. И никто пока не знает, как с этой проблемой справиться.
- Основным нарушителем спокойствия на Южном Кавказе является Армения. Каким будет текущий год для этой страны на фоне усугубляющегося социально-экономического кризиса и миграции?
- Год для Армении будет очень напряженным. Сейчас перед страной стоит угроза «цветной» революции. Понятно, что США приложат все силы, чтобы дестабилизировать ситуацию в государстве, лишить Россию союзника на Южном Кавказе. И дело даже не в тяжелой социально-экономической ситуации. По правде сказать, Армения не жила хорошо все годы с момента развала Советского Союза, а сегодня экономические трудности дополняются нестабильностью в политической сфере.
- В Армении растут антироссийские настроения, даже несмотря на вступление в инициированные Москвой интеграционные проекты.
- Никто не говорил, что с вступлением в ЕАЭС сразу же решатся все экономические проблемы. Армения долгое время жила в фактической блокаде. В стране очень слабое сельское хозяйство и практически разрушенная промышленность, многие трудоспособные граждане вынуждены искать лучшую долю за пределами армянского государства. Вступление в ЕАЭС дает Армении возможности стать частью единого большого евразийского рынка. Важно это и с политической точки зрения. Народ Армении получил возможность почувствовать, что у него есть сильные союзники. Но в любом случае для получения выгоды от членства в ЕАЭС Армении необходимо развивать собственные производства и предлагать их России или Белоруссии. Что касается критики ЕАЭС со стороны некоторых армянских политиков, то хотелось бы спросить их: какова реальная альтернатива для Армении? Объективно, никакой альтернативы для Еревана не было изначально. Границы с Турцией и Азербайджаном перекрыты, экономика слабая. У Армении нет оснований надеяться на то, что «Запад ей поможет».
- Изгнание с политического Олимпа Гагика Царукяна и безуспешную попытку властей страны решить вопрос со снижением цен на импортируемый российский газ в Армении трактуют как вмешательство Москвы во внутреннюю политику страны…
- Это абсурд. Россия никак не влияет на внутреннюю армянскую политику, никогда не вмешивается во внутренние дела других стран и готова работать с любым законным правительством. Есть внутренние противоречия в Армении, есть оппозиция, которая рвется к власти, и есть силы, которые хотят имеющуюся власть удержать. Царукян решил сделать «ход конем», заручившись поддержкой определенных сил в Москве. Естественно, Саргсян должен был на это как-то реагировать. Но так как Россия во внутренние проблемы не влезает, то Саргсян запросто смог указать Царукяну его место. Совершенно не вижу связи между внутренними политическими дрязгами в Армении и Россией.
- Армянское общество пребывает в убеждении, что членство страны в ЕАЭС обеспечило России политические дивиденды, при этом лишив Ереван перспектив выхода на мировой рынок через Грузию, ставшую частью европейского рынка. Что скажете по этому поводу?
- Проблема Армении в том, что у нее нет альтернативы, кроме как развивать сотрудничество в рамках ЕАЭС. Уникальных товаров у Армении нет, экономика в довольно плачевном состоянии.
Все разговоры о выходе на мировой рынок через Грузию просто не имеют под собой оснований. Армянская продукция может быть востребована в России и Белоруссии, но уж точно не в Европе, где полно своих производителей и действует очень жесткая политика по защите своих предпринимателей. Никто не хочет видеть на европейских рынках не только Армению, но даже страны Евросоюза, такие как Болгария, Латвия, Польша, Венгрия. Поэтому и разговоры о том, что Грузия стала частью европейского рынка, звучат несколько сомнительно.
Грузия сегодня бедная страна, где люди еле сводят концы с концами. За последние несколько лет вся внешнеторговая деятельность грузинского правительства сводилась к тому, чтобы вернуть на российский рынок грузинские вина и грузинскую минеральную воду. О каком мировом рынке можно тогда говорить? Это Белоруссия сегодня занимает треть мирового рынка большегрузных самосвалов и 10% мирового рынка тракторов. И вот Минск может говорить о том, что он будет себе выбирать партнеров для сотрудничества. Армения и Грузия такой возможности просто не имеют.
- То есть заявления министра экономики Армении о необходимости диверсификации экспорта в Европу и на Восток были рассчитаны исключительно для внутренней аудитории?
- Конечно. Подобные заявления официальных лиц обусловлены исключительно желанием показать, что правительство Армении что-то делает. Но с чем Армения выйдет на рынок Европы или на рынки Востока? С высокими технологиями, с современным вооружением, с ракетными двигателями, с продукцией тяжелого машиностроения, с энергоресурсами? На мой взгляд, все эти заявления звучат просто смешно.
Матанат Насибова