Расим Мусабеков: «TANAP не просто стратегический газопровод, а еще одна стальная нить, связывающая Азербайджан и Турцию»

В связи с состоявшейся в Карсе церемонии закладки TANAP можно сказать, что «Южный энергетический коридор» из замысла и проекта становится реальностью.
В геополитическом отношении TANAP позволит уменьшить чрезмерную зависимость Турции от газовых поставок России, одновременно с этим азербайджано-турецкий тандем станет, пусть пока что, скромным, но важным игроком на газовом рынке Европы.
TANAP в дополнение к уже существующему нефтепроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан», газопроводу «Баку-Эрзрум», железной дороге Баку-Тбилиси-Карс станет еще одной стальной нитью, которые прочно связывают Турцию и Азербайджан и, в свою очередь, повышают геополитический вес наших братских государств в регионе и в мире.
Что же касается экономического значения TANAP, то старт его строительства позволяет приступить к работам по разработке богатых газовых ресурсов «Шахдениз-2», глубоководного «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ), а также «Умуд», «Бабек», «Ашрафи» и пр.
Принимая во внимание, что добыча нефти на АЧГ по мере выработки этого месторождения неуклонно снижается, рост добычи газа позволит компенсировать, пусть не в полной мере, выпадающие доходы от экспорта энергоресурсов.
Еще один важный положительный финансово-экономический аспект заключается в том, что финансирование своей доли разработки как названных выше газовых месторождений, так и газопроводов TANAP и TAP Баку предполагается осуществить не на заемной основе, а за счет средств Государственного нефтяного фонда АР.
Сегодня десятки миллиардов долларов этого фонда размещены в ценных бумагах западных стран. Как показала практика односторонних санкций, введенных в отношении Ирана, России, размещение большей части наших резервов в финансовых институтах Запада не столь уж надежно, не говоря уже о том, что доходность по ним крайне низкая. Поэтому расходование средств нашего Нефтяного фонда на разработку «Шахдениз-2», трубопроводы TANAP и TAP, которые контролируются SOCAR, будет лучше как с точки зрения вывода из-под возможных недружественных действий, так и в плане доходности.
Строительство TANAP и TAP позволит обеспечить азербайджанским газом наполнение распределительных сетей в Турции, Греции и Болгарии, к которым проявляет интерес наша нефтяная кампания. В результате этого, а также реализации крупных нефтехимических проектов в Азербайджане и в Турции наш SOCAR может стать не только добывающей, но мощной, вертикально интегрированной транснациональной энергетической компанией.
Для Турции названные проекты, несущие многомиллиардные инвестиции, позволят загрузить производственные и строительные мощности и означают рабочие места, дополнительные доходы в бюджет.
Тем временем перспектива альтернативного проекта российского «Газпрома» «Турецкий поток» все еще остается неопределенной. Заместитель председателя Комиссии Евросоюза и одновременно еврокомиссар по энергетическим вопросам Марош Шефчович во время своего визита в Турцию сообщил, что считает проект «Турецкий поток» экономически несостоятельным. Да и Анкара не торопится давать согласие на изыскательские работы в своей экономической зоне на Черном море, так как стороны не договорились по размеру скидок на поставляемый российский газ.
Заказанные «Газпромом» суда-трубоукладчики простаивают в порту, а изготовленные и оплаченные трубы для морского участка лежат мертвым грузом. В конкуренции газопроводных проектов важно первым выйти на рынок и пока что мы имеем некоторую фору и преференции, которые необходимо использовать.