Доктор Рахшанда Асланова об опасных мифах о женском здоровье и современном научном подходе к гинекологии | 1news.az | Новости
Интервью

Доктор Рахшанда Асланова об опасных мифах о женском здоровье и современном научном подходе к гинекологии

15:16 - 08 / 04 / 2015
Доктор Рахшанда Асланова об опасных мифах о женском здоровье и современном научном подходе к гинекологии

Вопреки сложившимся стереотипам именно молодые врачи, причем, практически во всех сферах медицины, сегодня по-настоящему радуют высоким профессионализмом, человеческими качествами и поразительным желанием постоянно учиться чему-то новому.

Они открыты новым тенденциям в науке, следят за любыми ноу-хау в той или иной области медицины, не боятся рисковать. А главное – они высококлассные специалисты. 

Наш сегодняшний собеседник – доктор Рахшанда Асланова, с профессиональной деятельностью которой можно ознакомиться на ее сайте. Мы же предоставляем возможность предварительно познакомиться с Рахшандой ханум, прочитав интервью с ней.

- Врач – это призвание или профессия? Другими словами, можно ли стать настоящим профессионалом без искренней любви к своему делу?

- Думаю, что выбор профессии  - всегда выбор души. У нас в семье династия химиков, но меня всегда тянуло в медицину – возможно, сказалось влияние бабушки, которая была ЛОР-врачом, и дяди, который был венерологом. Так что, в медицинский я поступала, сделав сознательный выбор.

- Вы сразу выбрали специализацию?

- Нет, поначалу я хотела стать кардиологом, но в процессе учебы поехала в Турцию, в летнюю школу Ankara Numune Eğitim və Araştırma Hastanesi. Так получилось, что я часто заходила в отделение гинекологии, и постепенно меня начало привлекать именно это направление. Настолько, что практику и интернатуру я прошла именно в гинекологии, в области нормальных беременностей и беременностей с высоким риском, гинекологической онкологии, менопаузы, бесплодия и так далее.

Потом были два года работы в Центральной клинической больнице Баку,  по истечении которых я поняла, что мне необходимы дополнительные знания, чтобы стать истинным профессионалом. Поэтому я поступила в резидентуру гинекологического отделения медицинского факультета Университета «Тракья». (также в Турции), которую проходила в течение четырех лет. Кроме того, в рамках учебы в резидентуре мне посчастливилось пройти практику в США, в Кливлендской клинике, одной из лучших в стране. Думаю, что это стало очень важной ступенью в моем образовании, здесь я приобрела ценные знания и практику в области лапароскопии и роботизированной хирургии.

- Что такое роботизированная хирургия?

- Это революционное направление современной медицины, позволяющее делать операции дистанционно. Изначально эта было изобретение полевой хирургии, ведь в военных условиях порой невозможно проводить сложные хирургические операции на месте. Развиваться она начала еще в 80-х годах прошлого века, а одним из первых автоматических аппаратов в хирургии был робот da Vinci. Такой робот-хирург установлен в нескольких клиниках по всему миру, он состоит из двух блоков: один предназначен для оператора, второй, автоматический, выполняет роль хирурга. Врач управляет прибором с помощью специального пульта, который дает возможность видеть оперируемый участок в 3D с многократным увеличением и использует специальные джойстики, чтобы управлять инструментами. К сожалению, в Азербайджане пока этого нет.

- Но зато уже есть специалисты...

- Да, и это внушает надежду, потому что завтра мы сможем проводить такие операции.

- Рахшанда ханум, у Вас не было желания остаться за пределами страны?

- Нет, никогда. Я ехала учиться с конкретной целью – стать специалистом и обязательно вернуться на Родину. И я неслучайно выбрала именно нашу клинику – здесь я говорю на одном языке со специалистами других областей медицины, потому что большинство наших врачей тоже обучались за границей. У нас одинаковый подход к лечению больных, при этом мы не отрицаем плюсы советской системы медицинского образования, но избегаем ее минусов.

- Вот мы и подошли к самому интересному. С какими стереотипами и мифами Вам приходится сталкиваться, как удается переубеждать пациентов? В чем особенности Вашего подхода к современным методам лечения?

- Вы правы, приходится преодолевать массу стереотипов. Тем более что сегодня пациенты еще и «вооружены» огромным количеством  «советов всезнающего Интернета». Порой, начитавшись всякого рода псевдонаучных статей, они приходят запуганные, с множеством приписанных себе несуществующих заболеваний. Но это хорошо, что приходят, гораздо хуже, когда начинают заниматься самолечением. Или другая крайность – не ходят к врачам вовсе, пренебрегая даже профилактическими осмотрами.

- У нас, как правило, к врачам ходят не для того, чтобы предупредить болезнь, а для того, чтобы лечить, когда уже терпеть боль невозможно.

- Да, и это – огромная проблема. С другой стороны, я могу понять людей, ведь система медицинского страхования у нас пока не на должном уровне.

- А какие профилактические процедуры необходимо проходить каждой женщине?

- Каждой женщине нужно обязательно раз в год посещать гинеколога, сдавая специальный скрининг-тест, Pap-smear, позволяющий на ранней стадии диагностировать рак шейки матки. Если результат теста отрицательный, следующее обследование можно делать уже через два года. Эта диагностика дает возможность даже при выявлении начальной стадии рака спасти женщине не только жизнь, но и пораженные органы.

А после 40 лет каждой женщине необходимо регулярно проходить маммографию.

К сожалению, очень малое число женщин информировано о том, что действительно необходимо знать о своем организме.

- А какие мифы и стереотипы Вам приходилось развенчивать?

-  Не раз наблюдала странную «крайность» - женщина не посещает годами гинеколога, а придя, требует проведения всех возможных обследований и анализов, которые при отсутствии симптомов просто не нужны. Но женщина настаивает, а затем пытается вылечить себя от всех выявленных у нее «инфекций», не понимая, что в любом здоровом организме они живут постоянно. Герпес, уреаплазма, хламидии и др. – все они относятся к условно-патогенной флоре. То есть, некоторые микроорганизмы присутствуют в организме любого здорового человека постоянно, не вызывая при этом заболеваний. Свои патогенные качества они проявляют только при определенных условиях. Поэтому и выявлять их нужно лишь тогда, когда наблюдается какой-то воспалительный процесс или есть жалобы. В других случаях избавляться от них с помощью препаратов не только не нужно, но и бесполезно – это просто невозможно. И то огромное количество антибиотиков, которые принимают наши женщины, идут им только во вред.

- Сегодня очень распространились всевозможные БАДы, сулящие вечную молодость тем, кто их принимает. В них, судя по описанию, присутствуют растительные аналоги женских гормонов. Не опасно ли их принимать раньше времени?

- Нежелательно, потому что женский цикл – очень тонкий налаженный механизм, и принимая дополнительное количество гормонов, женщина просто зарабатывает дисфункцию.

Что касается угасания функций яичников с возрастом – к сожалению, наука не способна остановить этот процесс. Но вот заменить гормоны приемом искусственных возможно. Но все это нужно делать только под наблюдением врача. А уж прием любого гормонального средства, будь то БАД или контрацептивы, нужно начинать только после сдачи анализа на содержание гормонов.

- Вы являетесь также акушером-гинекологом. С какими мифами пациентов Вы сталкиваетесь?

- Их великое множество. К примеру, в советское время в течение беременности женщине выписывали больше препаратов, проводилось больше обследований, было больше  показаний для госпитализации. В итоге женщины, помня свой прежний опыт или наслушавшись рассказов родителей, постоянно находятся в стрессе – они всего боятся и удивляются, когда я выписываю им минимальное количество лекарств, в основном витамины. Женщины требуют срочной госпитализации при возникновении малейшей боли и паникуют, если у них немного повышается давление. Кроме того, требуют проведения всевозможных анализов, хотя в период беременности при нормальном ее течении необходимо сделать лишь несколько тестов и УЗИ-обследований. Но даже если есть какие-то незначительные отклонения от нормы, это не означает, что нужно срочно ложиться «на сохранение» или готовиться к кесареву.

- Кстати, у нас почему-то одно время была чуть ли не мода на кесарево сечение. Да и врачи часто находили показания для такого способа родов. Так родился миф о том, что легче сделать укол и «заснуть», чем мучиться и рожать самим.

- Вы правы, это – миф. Во-первых, даже естественные роды можно сделать безболезненными. Во-вторых, все зависит от настроя самой женщины, можно без всяких уколов родить без боли. И, конечно же, мастерство акушера играет большую роль.

Когда ко мне приходит молодая здоровая женщина, нацеленная на кесарево, я всегда ее отговариваю. Важно понимать, что кесарево сечение – это операция, и, как и любая другая операция, имеет последствия.

- Какие еще стереотипы живы сегодня?

- Миф о необходимости прижигания шейки матки при эрозии.  На самом деле это совершенно бесполезная процедура, травмирующая клетки. Но винить врачей в том, что они ее активно проводили, не следует – наука не стоит на месте, и чтобы выяснить, что эрозия не опасна, нужны были годы исследований.

Или миф о необходимости плазмафереза в период беременности – якобы это снизит вероятность появления у ребенка инфекционных заболеваний. В общем, женщинам необходимо просвещаться, а еще лучше – просто не читать огромное количество сомнительных «научных» статей в Интернете.

- Или найти профессионального врача.

- Это в обязательном порядке.

- Рахшанда ханум, Вы – специалист широкого профиля, врачей со столь широкой специализацией я лично видела до этого только в кино.

- В современном мире профессиональный врач должен быть только таким, это нормально. Во всем мире гинеколог – это врач, который с одинаковым успехом должен уметь провести первичный осмотр, диагностику, если надо – операцию, включая онкологические, уметь принимать роды.  В советское время специализация была более узкой. Сегодня в Азербайджане немало таких специалистов, причем не только в гинекологии. 

- Был ли в Вашей практике какой-то особенно запомнившийся случай?

- В акушерстве и гинекологии экстренные случаи происходят ежедневно, это – банальные кровотечения во время беременности или операции кесарева. Но недавно мы успешно провели операцию по удалению миомы во время беременности.

- Кстати, один  из мифов – если у женщины есть киста или миома, то беременность способна ее вылечить. Типа, «само рассосется».

- Это не только глупый, но и опасный миф. Потому что миома может как рассосаться, так и увеличиться в размерах и либо привести в выкидышу, либо серьезно сказаться на развитии ребенка. Провести операцию по удалению – очень сложно, потому что миома точно так же активно снабжается кровью, как и плод, поэтому есть огромный риск обильного кровотечения с летальным исходом. Но нам удалось провести операцию практически без осложнений, чему мы, конечно же, рады. Важно, что пациентку до операции мы предупреждаем о возможных последствиях.

- И, наконец, последний вопрос – кто может попасть к Вам на прием?

- Любая желающая. Причем, это можно сделать онлайн, на моем сайте.

- Спасибо за беседу.

Текст: Натали Александрова

Фото: Лала Гулиева

Поделиться:
20591

Последние новости

Все новости

1news TV