Азербайджанский «угол» регионального «многоугольника»: от точки опоры к вектору развития
2 апреля Иран и страны «шестерки» (Россия, США, Великобритания, Франция, Германия и Китай) договорились по основным параметрам соглашения по иранской ядерной программе.
Многостороннее соглашение открывает реальные перспективы поэтапного снятия США и Евросоюзом санкций против Ирана. Задаваемый этими событиями тренд, несомненно, станет вызовом всей системе региональных отношений, не обойдя стороной и Азербайджан.
Ведь Иран – не только страна-сосед Азербайджана, но и серьезный геоэнергетический конкурент на мировых рынках нефти и газа. И в случае снятия санкций международные торговые позиции Ирана более чем усилятся.
Однако возможные негативы от такого, казалось бы, вероятного сценария развития событий вокруг Ирана не стоит априори переоценивать.
Читайте также:
* Турция - Иран: визит Эрдогана в Тегеран и сближение на фоне исторической конкуренции
* Иран выходит из изоляции: новые вызовы для нефтяного рынка и безопасности в регионе
Смягчение международного напряжения по иранской проблеме – это, прежде всего, общее улучшение «климата безопасности» во всем регионе.
Уже сегодня открываются перспективы создания своеобразного «коридора безопасности» и основанного на нем некоего «режима безопасности», в основе чего лежит переход к конструктивной парадигмальной модели отношений Запада с Ираном. Развитие полноценной системы региональной безопасности, основанной на приоритетах геополитического диалога и геоэкономического сотрудничества, окажет несомненное позитивное влияние и на общие геостратегические перспективы региона как таковые.
В свою очередь, дополнительные серьезные перспективы в таком контексте открываются прежде всего перед Азербайджаном, все активнее развивающим свою международную геополитическую и геоэкономическую субъектность.
Ведь Азербайджан еще больше, еще полнее сможет использовать свое особое географическое положение трансрегионального характера – прежде всего для расширения торгово-экономических связей по линии «север-юг» и транспортно-экономических проектов по линии «восток-запад».
В Азербайджане создаются необходимые для такой возможности проекты и среди них - международный морской порт Алят. Порт Алят является более чем перевалочным пунктом, это своего рода «хаб» транспортных путей всего региона. На территории порта планируется создание специальных льготных производственных зон для иностранных компаний, которые, локализовав свою продукцию под региональные рынки (в том числе иранский), смогут более выгодно экспортировать их.
Перспективно также подключение Ирана, являющегося членом ОПЕК, к таким энергетическим проектам как «Южный газовый поток» - самый крупный инфраструктурный проект Европы, административно-финансовым «локомотивом» реализации которого является именно Азербайджан, а также Nabucco West, возобновление которого лоббирует Болгария.
Особое место занимает проект Трансанатолийского газопровода (TANAP) по транспортировке газа с азербайджанского газоконденсатного месторождения «Шахдениз» (в проекте его разработки участвует иранская компания NICO, владея 10% его акций) на запад Турции.
Вспомним также, что не так давно президент компании SOCAR Р.Абдуллаев заявлял о заинтересованности Ирана в покупке доли в TANAP и о готовности SOCAR к рассмотрению предложения по продаже части своей доли в проекте.
Такое развитие событий уже в среднесрочной перспективе будет приносить Азербайджану пусть косвенные, но существенные дивиденды, причем не только финансово-экономические, но также политические и многие другие.
Азербайджан проводит политику национализации в нефтегазовой сфере (предпочтение отдается местным специалистам и компаниям-подрядчикам), в перспективе это может создать возможности для азербайджанских компаний участвовать в тендерах по иранским проектам.
По оценкам экспертов, в случае снятия санкций к 2020 г. Иран сможет добывать до 215 млрд куб. м. природного газа в год, а экспортировать — до 35 млрд куб. м, в том числе до 20 млрд куб. м — в Европу. Однако потенциальное падение цен на энергоресурсы в случае появления на мировых рынках т.н. «большой иранской нефти» и «большого иранского газа» является вызовом, но не угрозой национальной экономике Азербайджана.
Ведь наша страна уже достаточно давно и вполне успешно реализует серьезные и перспективные макроэкономические стратегии диверсификационного характера – от аграрных до военно-технических. Они позволят «слезть» с нефтегазовой «иглы» и развивать действительно высокотехнологичные проекты, представляющие не только национальный, но и международный интерес. В последнем выступлении главы государства на заседании Кабинета министров были четко отмечены приоритеты по развитию предпринимательства в Азербайджане и устранению барьеров в торговле.
Временными ограничителями очерченных выше перспектив являются, прежде всего, факторы структурного и нормативно-правового характера, замедляющие полноценный выход Ирана в мировое экономико-политическое пространство и налаживание им нормальных, здоровых политико-экономических отношений с Западом, а прежде всего с США и Евросоюзом.
По данным Государственного таможенного комитета (ГТК) Азербайджана, азербайджано-иранский товарооборот по итогам января-февраля 2015 г. составил 19,7 млн долл., что на 40,5% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. На двустороннем уровне развитие азербайджано-иранских торгово-экономических отношений усилит и без того не слабую «позитивную взаимозависимость» наших государств, являющихся – несмотря на непростую конъюнктуру межгосударственного диалога – в определенных отношениях даже больше чем странами-соседями. Это, в свою очередь, поможет снизить некоторое политическое напряжение, так или иначе присутствующее в наших непростых межгосударственных отношениях.
Общерегиональный формат – развитие азербайджано-иранских отношений в общей привязке к нашим отношениям с прочими странами (прежде всего с РФ) и международными организациями региона поможет не только улучшить общую геополитическую обстановку в регионе, но и откроет дополнительные торгово-экономические перспективы его развитию. В связи с этим нелишним будет вспомнить, что сейчас Азербайджан активно инвестирует практически во все страны региона, за исключением Ирана, а азербайджанские банковские игроки практически не представлены на банковско-финансовом рынке этой страны.
«Конечно, Азербайджан – небольшое государство, но и у нас достаточно сил, чтобы сказать свое слово, влиять на процессы, идущие в регионе и на континенте», - указывал Президент Ильхам Алиев, выступая на всенародном празднестве по случаю национального праздника Новруз.
Действительно, в нынешнем динамично развивающемся геостратегическом контексте у Азербайджана есть все перспективы стать своеобразным региональным лидером. Развитие отношений по таким линиям как Азербайджан-Иран и Азербайджан-Россия – с одной стороны, и Азербайджан-США и Азербайджан-Евросоюз – с другой, открывает все перспективы для того, чтобы Азербайджан превратился в полноценного регионального лидера и все активнее играл роль значимого трансрегионального моста, превращаясь тем самым в серьезного субъекта международной безопасности и мирового развития.
Тамерлан Вагабов,
политолог
Статья отражает точку зрения автора