Эксперт ЦСИ: Китайская модель подразумевает сотрудничество, без вмешательства во внутренние дела партнеров | 1news.az | Новости
Точка зрения

Эксперт ЦСИ: Китайская модель подразумевает сотрудничество, без вмешательства во внутренние дела партнеров

11:08 - 21 / 05 / 2015
Эксперт ЦСИ: Китайская модель подразумевает сотрудничество, без вмешательства во внутренние дела партнеров

С ростом экономической мощи Китая, который сегодня является второй экономикой мира, возрастают и амбиции страны по торгово-экономической экспансии.

В последнее время все более четкие контуры приобретает новая инициатива Китайской Народной Республики (КНР) по созданию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века.

Своим мнением о перспективах нового проекта, роли и интересе Азербайджана в нем в интервью 1news.az поделился научный сотрудник Центра стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте Азербайджана Рашад Керимов.

- Каковы, на ваш взгляд, шансы Китая занять экономическую нишу в регионе Средней Азии и Южного Кавказа, учитывая большие амбиции и большие финансовые возможности КНР?

- В целом, увеличение числа геополитических и экономических инициатив Китая однозначно является шагом в направлении обеспечения экономических интересов этой страны. В последние 30 лет Китай превратился в «мировую фабрику», а благодаря притоку финансовых средств в китайскую экономику Пекин начинает реализовывать в других странах инвестиционные планы, отвечающие экономическим интересам Пекина.

Экономическое развитие Китая – это в первую очередь залог внутриполитической стабильности, решение социальных проблем и других важных вопросов. Повышение уровня благосостояния населения КНР стало возможным благодаря выгодным условиям предпринимательства и выдаче льготных кредитов.

Центральное правительство КНР хорошо понимает, что создание китайских компаний и брендов означает формирование китайского рынка за рубежом. Поэтому, начиная с 80-ых годов прошлого столетия, Пекин стал привлекать на китайский рынок ведущие мировые компании и известных предпринимателей. Именно в то время лидер КНР Дэн Сяопин предпринял очень верный шаг, проведя в Китае экономические реформы.

Китай отличает интересная инвестиционная тактика. В отличие от Вашингтона Пекин не пытается вмешиваться во внутренние дела той или иной страны взамен инвестиций и экономической поддержки. В Китае делают ставку на максимальное расширение экономического взаимодействия.

Благодаря этому подходу, страны Средней Азии смогли реализовать очень крупные проекты, под которые получали финансы из Китая. Среди стран Средней Азии, богатых энергоресурсами и полезными ископаемыми, активно с Китаем сотрудничают Казахстан, Туркменистан и Узбекистан.

Стоит также заметить, что в КНР имеет намного больше рычагов воздействия на страны Средней Азии, нежели Россия или США. Основным плюсом КНР является его курс на невмешательство во внутренние дела стран, что формирует «комфортные условия» для стран-партнеров.

Еще одним важным моментом является то, что Китай различными путями проводит политику сближения со странами Средней Азии. Это связано с тем, что данный регион представляет большое значение в рамках реализации глобального проекта Экономическая зона нового Шелкового пути. В основе этого проекта, инициатором которого является КНР, лежит принцип «реализовывать вместе».

Число проектов, осуществляемых Китаем на Кавказе несколько ниже, чем в Средней Азии, однако это не означает, что Пекин равнодушен к Кавказскому региону. Многие всемирно известные китайские компании уделяли особое внимание Азербайджану.

К их числу можно отнести компанию CNEEC, которая реализовала ряд важных работ в сфере модернизации ТЭС Азербайджана. Также нельзя не упомянуть о компании ZTE, которая тесно сотрудничает с Министерством связи и высоких технологий АР.

Кроме того тот факт, что Китай выразил готовность направлять грузы по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс, а китайские инвесторы уделяют особое внимание проекту порта в Аляте, говорит о внимании, которое уделяет КНР данному региону.

На мой взгляд, для Китая важна не только Средняя Азия, но и регион Южного Кавказа, который представляет очень большое стратегическое значение для Пекина. Если экономическая политика КНР будет гармонично сочетаться с возрастающей геополитической и экономической мощью Азербайджана, это принесет пользу всему региону.

-  В чем суть различного подхода к сотрудничеству с партнерами у Соединенных Штатов и Китая, о чем вы упомянули выше?

- Самое большое отличие Китая от США в том, что Китай предпочитает принцип «мягкой силы», не предполагающей вмешательства во внутренние дела стран-партнеров.

Вашингтон вынужден принимать реалии. В качестве примера стоит указать на деятельность Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, созданного по инициативе КНР. Наряду с Всемирным банком и другими крупнейшими банками мира он превратился в грандиозный финансовый центр, объединяющий 57 стран. Деятельность банка уже вызывает серьезную обеспокоенность США.

Отрадно, что Азербайджан, желая стать соучредителем данного финансового института, будет присутствовать на обсуждениях крупных решений, принимаемых в связи с данным регионом.

Экономическое сотрудничество Китая основано на принципах повышения благосостояния других стран и взаимной выгоды. США уже не могут создавать препятствия на пути «мягкой силы» Китая. Вместе с тем для американских компаний, задействованных в самых различных областях, китайский рынок неоценим.

Пекинская стратегия «мягкой силы» является также проводником китайской культуры, пропаганды наследия и языка. В этом направлении Китаем проделана большая работа. К примеру, представительства Школ Конфуция открыты более чем в 100 странах мира. Именно посредством подобных шагов КНР демонстрирует всему миру свою культуру, историю, язык, тем самым формируя общественное мнение о себе.

Кроме того, Пекин активно поощряет программы по выдаче стипендий для обучения в вузах КНР. Учитывая все эти моменты, можно констатировать, что Китай предлагает миру лишь дружбу и сотрудничество. Не навязывая свои «модели» и учитывая специфику партнеров.

- Есть ли, на ваш взгляд, гарантии, что экономическая экспансия Китая не перерастет впоследствии в гегемонию, ведь Китай – сильное государство, а выстраивать равноправные партнерские отношения с большим и сильным государством нелегко.

- Принцип гегемонии основывается на позиции американских политиков, а после завершения холодной войны с СССР давление на третьи страны усилилось, также, как и началась активная реализация политики «двойных стандартов».

Однако растущая сила Китая не означает расширения гегемонии этой страны. Эта сила проявляется в повышении роли Пекина в реализации крупных проектов во многих странах мира.

С логической точки зрения и в соответствие с нормами международного права все государства обладают едиными правами вне зависимости от того, крупная страна или небольшая. Зачастую этот принцип игнорируется мировыми державами.

В результате подобной политики ряд стран даже опустился до уровня бедности. Этого не скажешь о курсе экономического партнерства КНР, который, наоборот, вносит вклад в увеличение уровня благосостояния отдельных государств.

Китай все еще воспринимает себя в качестве развивающегося государства, поэтому факт гегемонии КНР будет претить действующему курсу страны. Китайское руководство не приемлет политику «большой страны» и повсеместно озвучивает заявления о «независимой, мирной дипломатии».

Вместе с тем стоит указать на активные шаги официального Пекина и лично председателя КНР Си Цзиньпина по укреплению глобального имиджа КНР. Политика страны по реализации крупных региональных проектов и активное использование «народной дипломатии» для укрепления отношений с различными странами может получить лишь положительный отклик в нашей стране.

Примечательно, что на сегодня уже создано Общественное объединение «Сотрудничество Азербайджан-Китай», основной целью которого, как указано и в уставе организации, является внесение вклада в развитие межгосударственных отношений.

- Насколько странам Южного Кавказа, в частности Азербайджану, интересно и выгодно определенное сближение с Китаем? Получится ли сохранить давних партнеров, те же США и Россию, и приобрести нового в лице Китая?

- Современные достижения и успехи Азербайджана неразрывно связаны с политикой руководства нашей страны. Одним из направлений внешнеполитического курса официального Баку является расширение взаимодействия с Западом. Однако, к сожалению, западные страны не уделяют должного внимания вопросу разрешения основной проблемы нашей страны – армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. В то же время «двойные стандарты» ряда западных стран также наносят определенный ущерб нашим отношениям.  

Несмотря на все это, Баку не пересматривает курс развития тесного сотрудничества с Западом, в том числе с США. В данной связи наиболее верным представляется продолжение сбалансированной политики, в том числе со ставкой на расширение партнерства с КНР.

Геополитическое расположение Азербайджана и достижения нашей страны создают основу для сотрудничества и сбалансированной политики в отношениях со многими странами. Уверен, что появление нового регионального игрока в лице Китая окажет лишь положительный вклад на процессы в регионе Южного Кавказа.

Азербайджан в качестве инициатора многих региональных проектов должен уделять особое внимание связям с КНР с тем, чтобы осуществлять на взаимовыгодной основе крупные совместные проекты. Азербайджан и Китай связывает древний Шелковый путь, а восточные традиции двух народов будут лишь способствовать сближению, укреплению дружбы и братства, и для поддержания этой тенденции нужно прилагать максимум усилий.

Рамин Абдуллаев, Елена Остапенко

Поделиться:
5614

Последние новости

Все новости

1news TV