Расим Мусабеков: Для Азербайджана ШОС предпочтительней ОДКБ и ЕАЭС

На минувшей неделе в Уфе состоялся саммит ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), на котором впервые с момента создания в его ряды были приняты два новых члена: Индия и Пакистан.
В результате ШОС из «шестерки» трансформируется в «восьмерку». В таком расширенном формате ШОС будет объединять 45% населения планеты, а суммарный объем его ВВП достигнет $26 трлн, то есть более 20% мировой экономики. Четыре из восьми членов ШОС являются ядерными державами.
Беларусь, хотя и не имеет отношения к Азии, получила на саммите в Уфе статус государства-наблюдателя, а Азербайджан, Армения, Камбоджа и Непал были официально утверждены в качестве партнеров по диалогу ШОС. Участники саммита ШОС приняли декларацию, в которой, помимо традиционных проблем безопасности, были сформулированы экономические компоненты сотрудничества. Среди них создание Фонда развития и Банка развития, а также масштабная инфраструктурная инициатива Китая — экономический пояс «Шелковый путь».
Нашу общественность, в первую очередь, интересуют ответы на вопросы о целях и перспективах ШОС, а также причины, по которым эта организация представляет интерес для Азербайджана.
Для России, испортившей после Крыма и Донбасса свои отношения с США и Евросоюзом, ШОС и БРИКС нужны, в первую очередь, для преодоления собственной геополитической изоляции.
Для Китая ШОС – это инструмент мягкого продвижения в Центральную Азию, бывшей ранее частью СССР, а затем эксклюзивной сферой влияния России.
Для Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана ШОС, благодаря присутствию в нем Китая, является в определенном смысле инструментом ограничения своеволия Москвы по отношению к ним.
Пакистан сам, в сущности, является центрально-азиатской страной, и его присоединение к ШОС естественно. Индия же вступила в него для баланса.
Азербайджан связывают давние партнерские отношения с Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном. В последние годы на уровень стратегического партнерства подняты отношения с Россией. Успешно развиваются, в первую очередь, экономические отношения с Китаем.
Перспективы вхождения в ШОС Ирана, а, возможно, и Турции делает это объединение еще более привлекательным для Баку. Ведь, в отличие от ОДКБ и ЕАЭС, в которых доминирует Москва, в ШОС самой влиятельной державой является Китай, а присутствие братского Пакистана и других тюркских государств позволяет Азербайджану надеяться найти в организации понимание и поддержку.
В отличие от Беларуси и Армении, чье партнерство с ШОС лишено военно-политического и экономического смысла, Азербайджан через Каспий, а также Россию непосредственно граничит со странами этого объединения. Мы заинтересованы в китайском проекте «Шелковый путь», экономически и коммуникационно можем стать его важным компонентом.
В будущем на базе ШОС вполне вероятно создание некого подобия ОБСЕ, но для Азии. Участие на начальных этапах формирующейся архитектуры безопасности и сотрудничества в Азии чрезвычайно важно и для Азербайджана.
Расим Мусабеков
Политолог, депутат Милли Меджлиса АР