Расим Мусабеков: «Грантовые проекты Евросоюза, лоббирующие открытие армяно-турецкой границы, без оглядки на Баку провальны»

Недавно известный журналист Вугар Халилов на странице портала 1news.az подробно рассказал о двухмиллионном гранте, выделенном Евросоюзом консорциуму из восьми турецких и армянских НПО на проект в поддержку открытия армяно-турецкой границы.
Проект реализовывался в 2014-15 годах, то есть был приурочен к 100-летию так называемого «геноцида 1915 года».
Помимо армянских и турецких НПО, в нем активно участвовали представительства Евросоюза в Турции, Грузии, Армении и Европейская служба внешних проектов (EEAS).
Проект продвигали западные страны, которые инициировали в свое время так называемые Цюрихские протоколы, предполагавшие нормализацию армяно-турецких отношений, без учета факта агрессии, осуществленной Арменией в отношении Азербайджана, и продолжающейся вопреки резолюциям Совбеза и Генассамблеи ООН оккупации наших территорий.
Анализ целей, анатомия действий, как организаторов и спонсоров проекта, так и его конкретных исполнителей, несомненно, представляют интерес.
Однако, главное все же то, что, несмотря на внушительную финансовую и политическую поддержку Запада, продвижение в турецкое общественное сознание идеи открытия армяно-турецкой границы, без учета мнения Баку, как и сами Цюрихские протоколы, оказалось провальным.
Вряд ли может считаться позитивным результатом упомянутого проекта то, что группа НПО из Армении, а также несколько армянских НПО Турции подзаработали на «распиле» выделенных денег, а чиновники ЕС отчитались о «проделанной работе».
Не удивлюсь и тому, что MİT (турецкая разведка) воспользовалась этим проектом для выявления точек уязвимостей в национальной безопасности, а также для налаживания контактов с потенциально перспективными для сотрудничества армянами.
Вопреки предположениям недоброжелателей Азербайджана и местных пессимистов Анкара не дрогнула перед западным давлением и не пошла на открытие армяно-турецкая границы. По-другому и быть не могло, принимая во внимание тесные союзнические и братские отношения, связывающие Турцию и Азербайджан.
Отдельные выступления проплаченных журналистов или лиц с ослабленным чувством национальной идентичности и гордости сбить с толку турецкое общественное мнение не смогли.
Турки в своем большинстве не приемлют идею примирения с армянами за счет ущемления интересов Азербайджана.
Стало очевидно, в том числе и покровителям армян, что без освобождения оккупированных азербайджанских территорий в регионе не установится прочный мир, не откроются границы и не наладится сотрудничество, а сепаратные, закулисные сделки за спиной Баку и за наш счет дивидендов никому не принесут.