Эксперт Араз Асланлы о предвыборной Турции и реакции общества на политические процессы
Турция находится в преддверии повторных парламентских выборов, которые состоятся 1 ноября с участием 29 партий.
Напомним, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поручил 9 июля лидеру Партии справедливости и развития (ПСР) и действующему премьер-министру Ахмету Давутоглу сформировать кабинет министров.
13 августа в Турции в ходе заключительной встречи Давутоглу с лидером оппозиционной Народной республиканской партии (НРП) Кемалем Кылычдароглу не удалось договориться о формировании коалиционного правительства, после чего премьер заявил, что в стране пройдут повторные парламентские выборы.
Позже президент Турции принял прошение Давутоглу о снятии с него полномочий по формированию коалиционного правительства. В настоящее время в Турции сформировано временное правительство.
Предыдущие парламентские выборы в Турции с участием 20 политических партий состоялись 7 июня текущего года. По ее итогам правящей ПСР не удалось набрать необходимое количество голосов избирателей (40,9%) для формирования однопартийного правительства.
О том, как турецкое общество реагирует на политические процессы, происходящие внутри страны, и в частности на предстоящие парламентские выборы, рассказал в беседе с корреспондентом 1news.az глава Кавказского центра международных отношений и стратегических исследований, политолог Араз Асланлы
По словам Араза Асланлы, несмотря на то, что ПСР стала победительницей на прошедших июньских выборах, по сравнению с выборами 2011 года (тогда партия сумела получить 49,9% голосов избирателей), ее электоральная поддержка ощутимо уменьшилась.
«Основным фактором, который повлиял на спад популярности ПСР и ограничил ее политические возможности по итогам июньских выборов, стал большой процент голосов, полученных турецкими курдами. Если раньше ни одна курдская партия не была способна преодолеть 10%-ный порог, то на прошедших выборах прокурдская ДПН достигла 13,1%-ного результата, превзойдя ожидания и забрав определенную часть голосов у ПСР, в резерве которой был определенный процент курдских голосов», - сказал эксперт.
Между тем, турецкие эксперты высказывались о том, что немаловажную роль в снижении рейтинга ПСР, удерживающей пальму первенства на турецком политическом Олимпе на протяжении 13 лет, сыграло недовольство турецкого политического истеблишмента конкретными направлениями внутренней и внешней политики действующего правительства, в том числе ухудшение отношений с Сирией.
Быть ли коалиционному правительству?
По мнению Араза Асланлы, в истории Турции с начала 1950 годов и после начался период функционирования коалиционных правительств.
«Созданию коалиционного правительства на данном этапе в большей степени мешает политическая напряженность между партиями, которая в определенной степени способствует обострению ситуации внутри страны.
Думаю, что даже если усилится противостояние между партиями, политический хаос (о котором периодически заявляют некоторые эксперты) не угрожает Турции. Сейчас можно констатировать, что ситуацию внутри страны обостряет не идейная конкуренция, скажем, между различными партиями, а конкретная вражда отдельных их представителей, в основе которой лежит вопрос, связанный с формированием коалиционного правительства. В том, что не было сформировано коалиционное правительство, представители оппозиционных партий единогласно обвиняют президента Эрдогана. По их мнению, президент не должен был вмешиваться в обсуждения этого вопроса», - сказал эксперт.
По оценкам Асланлы, коалиционное правительство в Турции может быть сформировано в том случае, если правящая партия не сможет набрать достаточное количество голосов на предстоящих досрочных выборах.
«Полагаю, что при таком раскладе, формирование коалиционного правительства в Турции будет неизбежным. Тем не менее, полагаю, что в этот раз шансы набрать нужное количество голосов у правящей партии могут быть выше, чем в прошлый раз» - предположил он.
Какие факторы влияют на результаты выборов?
По мнению эксперта, результаты предстоящих выборов будут близкими к июньским с небольшой разницей в процентном соотношении.
«На итоги парламентских выборов в Турции могут оказать непосредственное воздействие несколько факторов.
Главный фактор связан с террористическими нападениями курдских боевиков, а также борьбой правительства с ними. Если правительство будет применять слабые рычаги воздействия на сложившуюся ситуацию, то голоса в поддержку правящей партии будут снижаться.
Эффективность борьбы с террором будет напрямую воздействовать на результаты парламентских выборов в Турции. Соответственно, на мой взгляд, важным аспектом станет фактор курдского террора и борьбы с ним.
Другой фактор – экономический. Дисбаланс в мировой экономике не обошел стороной и турецкую экономику. И это понятно, но наряду с этим определенная часть турецкого общества считает, что результаты июньских парламентских выборов оказали негативное воздействие на экономику страны.
Есть мнение, что проблем экономического характера могло быть гораздо меньше, если бы правящая партия набрала достаточное количество голосов на июньских выборах», - отметил он.
Предварительный прогноз
По предварительному прогнозу А.Асланлы, на предстоящих ноябрьских выборах в парламент Турции лидирующую позицию по итогам голосования займет ПСР.
«Полагаю, что правящая партия сможет набрать 40 процентов голосов избирателей, Народная республиканская партия - 26,5 процентов, Партия национального движения - 17 процентв, а прокурдская Демократическая партия народов – 12 процентов», - предположил эксперт.
Почему обострился курдский вопрос?
По словам эксперта, по этому поводу существуют различные версии в турецком обществе, одна из которых связана с процессами, происходящими на Ближнем Востоке во многом больше, нежели с внутриполитическими проблемами в самой Турции.
«На сегодняшний день на Западе активно разыгрывается политическая карта по созданию курдского государства. С другой стороны, в связи с тем, что правящая партия не набрала нужных голосов на прошлых выборах, образовался политический вакуум, чем, собственно, и воспользовались курдские террористы.
Угроза курдского терроризма сильно напрягает как правящий режим, так и оппозиционное крыло.
Турецкая оппозиция, как и правящий режим, однозначно заинтересованы в урегулировании курдского вопроса, но пока они заняты тем, что обвиняют друг друга в его обострении», - отметил эксперт.
В одной «упряжке»
По словам Араза Асланлы, борьба с ИГИЛ не влияет на внутриполитические процессы в Турции, и соответственно не может оказать какое-то существенное воздействие на предвыборную ситуацию, как и на результаты выборов.
«В турецком обществе отношение к ИГИЛ однозначно негативное, но сама борьба, развернутая против террористической организации, не настолько привлекает внимание общественности, чем, к примеру, противостояние с курдскими боевиками. Как это ни парадоксально, но в турецком обществе есть те, кто считают, что усиление позиций ИГИЛ могло бы пойти на пользу Турции в случае, если бы боевики радикальной группы совместно с турецкими военными объединились против курдских боевиков», - продолжил эксперт.
Общество не готово к открытию турецкой границы
Вопрос, связанный с армяно-турецким перемирием и в частности с открытием турецкой границы, - один из самых чувствительных по своей сути, однако по этому поводу нет единства во мнениях среди отдельных представителей турецкой общественности, в том числе среди представителей политических партий.
Подавляющее большинство турок считают недопустимым открытие армяно-турецкой границы и не ждут каких-то положительных бонусов для Турции в случае армяно-турецкого перемирия. Однако, к сожалению, в медиа-пространстве и на политической арене это мнение не находит должной поддержки и внимания вследствие больших усилий влиятельных сил на Западе, финансируемых армянскими лоббистами, а также пусть и небольшого числа, но все же сторонников открытия границ.
Данный вопрос все еще находится на политической повестке дня страны, и, как мы знаем, на уровне правительства Турции было заявлено, что границы могут открыться в случае урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и начала процесса по возврату оккупированных районов Азербайджана. На сегодняшний день - эта позиция, которую озвучивал не раз президент Эрдоган, является официальной позицией Турции.
Турция пересмотрит отношения с ЕС
По оценкам эксперта, результаты парламентских выборов в Турции не окажут существенного влияния на динамику развития российско-турецких отношений, так как необходимость продолжения сотрудничества с Россией не ставится под сомнение ни одной из турецких парламентских партий. В таком же позитивном направлении будут развиваться отношения Турции и США, так как все партии выступают за усиление этого сотрудничества.
«Думаю, что в зависимости от состава сформированного правительства последует пересмотр отношений с Европейским Союзом.
У каждой из отдельно взятых партий есть четкое мнение по этому вопросу. Допустим, правящая партия нацелена на продолжение нынешних отношений с ЕС, Партия националистического движения выступает за их ограничение, Республиканская народная партия выступает за улучшение отношений с ЕС. Поэтому этот вопрос после формирования нового кабинета будет одним из существенных в политической повестке страны», - резюмировал азербайджанский эксперт.
Матанат Насибова