Смерть и роддом. «На дворе – 21 век, а некоторым женщинам в Азербайджане стыдно отпустить невестку к гинекологу!..» | 1news.az | Новости
Точка зрения

Смерть и роддом. «На дворе – 21 век, а некоторым женщинам в Азербайджане стыдно отпустить невестку к гинекологу!..»

12:05 - 18 / 11 / 2016
Смерть и роддом. «На дворе – 21 век, а некоторым женщинам в Азербайджане стыдно отпустить невестку к гинекологу!..»

В последнее время все чаще появляется информация о смерти рожениц или их только появившихся на свет детей.

О таких фактах за последнее время сообщали разные СМИ, в том числе и 1news.az. Поскольку состояние отечественной бесплатной (де-юре) и даже платной медицины в последнее время вызывает чаще нарекания, нежели благодарные отклики, в первую очередь комментирующие начинают обвинять в случившемся врачей. Но действительно ли всегда виноваты только они? Давайте попробуем разобраться.

Читайте по теме:

Пятеро новорожденных одной матери скончались в Перинатальном центре в Баку 

Все еще острая проблема

Как говорится, при прочих равных условиях любая женщина, оказавшаяся в «интересном положении», должна в первую очередь встать на учет в женской консультации. А это значит, должна пройти множество необходимых анализов и находиться под постоянным наблюдением акушера-гинеколога. Основной задачей такого наблюдения является предупреждение и ранняя диагностика возможных осложнений беременности, родов, послеродового периода и патологии новорожденных.

При этом все особенности протекания беременности, а также результаты всех проведенных анализов и обследований, обычно вносятся в обменную карту. Врачи рекомендуют регулярно посещать акушера-гинеколога во время беременности – от четырех до семи раз за весь период. Кроме того, женщине необходимо посетить не менее двух раз терапевта и стоматолога, а также офтальмолога и отоларинголога. Но это – в случае нормального протекания беременности, при осложнениях и обнаружении каких-либо патологий частота посещений акушера-гинеколога возрастает.

И хотя сегодня никаких жестких требований к будущей роженице нет – грубо говоря, никто не может заставить женщину насильно посещать гинеколога, если она чувствует себя хорошо, однократная сдача анализов и посещение врача хотя бы дважды – это минимум того, что должна сделать любая здравомыслящая женщина, готовящаяся стать матерью.

Кроме того, желательно пройти УЗИ-обследование

(на сроках 11-14, 18-21 и 30-34 недели) и сдать рекомендуемые анализы: клинический анализ крови, мочи, сдача мазка, анализы на ВИЧ, RW, тесты на гепатит В и С.

Все это лучше сделать до 23 недели беременности, в самом крайнем случае – до 35-й. И здесь речь идет уже не о комфорте женщины, а о здоровье ее будущего ребенка.

А теперь, как говорится, внимание, вопрос: вы уверены, что все женщины, беременность которых закончилась летальным исходом для нее самой или для ее малыша (или для обоих), придерживались этих правил? Как часто они посещали гинеколога, проводили ли необходимые анализы? Знали ли о возможной патологии и проходили ли соответствующее лечение?

Непростая ситуация

К сожалению, далеко не всегда ответ на поставленные вопросы положительный. А вот почему он скорее отрицательный, вызывает, как минимум, удивление, учитывая, что на дворе уже 21 век. Потому что, по рассказам самих врачей-гинекологов, существуют еще семьи, в которых поход к «женскому врачу» считается чем-то постыдным (!), а во время беременности к нему если и ходят, то лишь для того, чтобы определить пол ребенка. Заметьте: не вес ребенка, не его состояние, а пол! Зачем – думаю, вы сами уже знаете.

Ну, а в некоторых регионах Азербайджана ситуация еще печальнее: там за невестку почти все решает родня. А считает она, что «мы рожали сами, и ни к каким врачам не ходили», поэтому – нечего, как говорится.

С другой стороны, хороших врачей, которые не только смогли бы оказать необходимую помощь, но и провести разъяснительную работу среди потенциальных пациентов, в отдаленных селах тоже днем с огнем не найти. А в совокупности эти две причины дают весьма безрадостную картину.

Вот, что рассказывает врач-дерматовенеролог, PhD Лейла Сулейманова:

- Статистику по ранним бракам, гендерным абортам и материнской смертности «делают» вполне реальные люди. Многие будущие матери сегодня просто не встают на учет в ту самую женскую консультацию и даже не стремятся туда попасть. Но если вдруг одной из этих несчастных придет в голову, что неплохо бы сходить к доктору и поинтересоваться, что это там за выделения, или почему малыш так сучит ножками (что может быть признаком гипоксии у ребенка), то… ее просто не пустят!

Или свекровь, или другие родственницы, аргументируя свои запреты тем, что «мы пятерых родили, и ни к какому гинекологу не ходили!».

Но зато потом, когда эта девушка истечет кровью на родовом столе или узнает о патологии плода, не совместимой с жизнью, или о вирусной инфекции, раз и навсегда покалечившей ее ребенка, они начнут обвинять именно врачей. Врачей, от которых они сами отказались, - эмоционально начала беседу с нами Лейла ханум.

По мнению Л.Сулеймановой, выезды в районы, которые бывают достаточно редко, на сегодняшний день картину не меняют.

-  Принудительно заставить кого-то прийти на обследование или лечение невозможно. Порой не то, что убедить – даже поговорить на эту тему с некоторыми семьями нереально, у них на нее «табу», - рассказывает Л.Сулейманова. - Однако специалистам нашего Республиканского кожно-венерологического диспансера необходимости в этом нет: к нам больных присылают из райцентров. Дело в том, что право на официальную диагностику венерических заболеваний имеет только наш центр. И, как вы понимаете, в пациентах у нас недостатка нет. А их такое немалое количество – это следствие как раз необразованности населения некоторых районов. К сожалению, в городе ситуация немногим лучше.

Я сама сталкивалась с девушками, которых родственники просто не пускали к врачу, несмотря на беременность и их жалобы на плохое самочувствие. Приводили же, в конце концов, тогда, когда ситуация уже становилась критической. К примеру, была пациентка на 7-м месяце беременности, которую прислал к нам акушер-гинеколог, у которого она появилась впервые, зато с ВПЧ (кондиломы, папилломы, половые бородавки). А ВПЧ в период беременности обостряется, и, несмотря на то, что девушка мучилась, свекровь ей к врачу идти запрещала. О том, чтобы она пошла к врачу сама, и речи не шло – мол, «это стыдно».

Стыдно! На дворе – 21 век, а им стыдно отпустить невестку к гинекологу. Но самое ужасное, что когда я уже озвучила им диагноз, лечить саму девушку никто не торопился! Свекровь волновало лишь одно: скажется ли это «недомогание невестки» на здоровье ее внука. Аргумент против того, что девушку тоже надо лечить, у этой женщины был «железный» - мол, «в мое время таких болезней не было». То есть, по ее мнению, мы это все придумали.

Вообще я заметила, что с такими людьми говорить бесполезно, они даже собственную анатомию слабо знают, не говоря уже о болезнях, которые передаются половым путем. Не все из них, кстати, венерические, и некоторые вне беременности легко переносятся и лечатся, а порой и не требуют лечения. Но во время беременности, особенно, на ранних сроках, тот же герпес представляет серьезную опасность для жизни плода: герпес у матери приводит к серьезной патологии, не совместимой с жизнью.

В таких случаях выход – только аборт! Да, есть малая вероятность сохранить здоровье плода, но только под постоянным наблюдением врача. Но что делать, если и от необходимого в данной ситуации аборта и даже от обследования УЗИ такая женщина отказывается? Насильно отводить? А отказывается она потому, что УЗИ, по ее мнению, вредно - так ей кто-то из родственников сказал. И никакие доводы о том, что ее будущему ребенку грозит реальная опасность, не действуют! А завтра, когда она родит больного малыша, вся ее родня обвинит в этом врачей. Вот, что обидно, и от чего просто опускаются руки. Ведь таких случаев немало… - говорит Л.Сулейманова.

Она также добавила, что от самого врача зависит очень многое:

- Безусловно, надо все равно стараться объяснить, уговорить, убедить. Да и совесть иметь надо врачу, потому что порой врачи поступают с точностью до наоборот: то есть, запугивают пациентку, выписывают ей множество ненужных обследований или лекарств. Это – еще одна проблема. Но первопричина обеих – отсутствие просвещения, как врачей, так и их потенциальных пациентов, - заключила Л.Сулейманова.

Вторит Лейле Сулеймановой и Севиндж Эфендиева, гинеколог Центральной больницы Шамахи.

- Безусловно, ситуация здесь отличается от ситуации в Баку. Но здесь население весьма лояльно к врачам, и очень прислушивается к нашим советам. То есть, встретить семью, в которой поход к гинекологу приравнивается к чему-то постыдному, можно достаточно редко. Я здесь работаю уже три года, и могу отметить, что даже за этот период ситуация стала меняться в лучшую сторону.  

Хотя, безусловно, бывают пациентки, которые приходят на обследование лишь к концу срока беременности, и то лишь для того, чтобы узнать пол ребенка и предлежание плода. Спрашиваешь: «Вас больше ничего не интересует?», а в ответ слышишь удивленное: «А разве что-то еще нужно знать?». И хорошо, если такая наивная будущая мама – здорова, а если нет? Если обследование на столь позднем сроке выявит патологию? Кого тогда они обвинят? Ответ очевиден, - говорит С.Эфендиева.

По ее словам, врачи Шамахинской больницы регулярно выезжают и в отдаленные села района, где проводят обследования и ставят на учет молодых женщин.

- Каких-то серьезных проблем с населением у нас не возникало. В этом смысле Шамаха – достаточно продвинутый регион. А вот, к примеру, в Лянкяране все гораздо сложнее – там действительно могут запретить посещать гинеколога, и бороться с этим очень сложно, - рассказывает С.Эфендиева. - В Шамахе же ситуация с каждым годом становится все лучше. Благодаря работе врачей, выездам в районы, просветительской работе, население более внимательно стало относиться к вопросу репродуктивного здоровья. И это позволяет гораздо чаще выявлять возможные патологии у матери или плода на ранних сроках беременности и принимать своевременные меры, что в итоге позволило существенно снизить количество патологий у рожениц и новорожденных в этом районе, - сказала Севиндж ханум.

Что делать?

Вернее, что УЖЕ делается. В настоящее время в Азербайджане действует «Национальная рабочая группа по подготовке стратегии охраны репродуктивного здоровья». Это – группа на базе Минздрава и регионального отделения Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), куда, помимо врачей, входят также представители Международного валютного фонда, Всемирного банка и так далее.

Основные направления Национальной стратегии по репродуктивному здоровью – это здоровье матери и ребенка; предупреждение распространения инфекций, передаваемых половым путем; репродуктивное здоровье подростков; предупреждение гендерного насилия, сексуальной эксплуатации и надругательств.

Национальная рабочая группа по подготовке стратегии репродуктивного здоровья регулярно проводит совещания, в которых в качестве приглашенных гостей участвуют международные эксперты.

Не так давно, в сентябре 2016 года, прошло очередное совещание, на котором были обсуждены меры, предусмотренные в рамках «Национальной стратегии по репродуктивному здоровью за 2008-2015 годы», а также достигнутые результаты. В то же время, по результатам достигнутых целей обсуждены предстоящие задачи на 2017-2025 годы.

Мы поговорили с представителем Центра общественного здравоохранения и реформ Министерства здравоохранения Азербайджана Набилем Сеидовым,  который также принимал участие в исполнении пунктов Национальной стратегии на  2008-2015 гг., а также участвовал в разработке стратегии на 2017-2025 гг.

- Сегодня разработкой Национальной стратегии непосредственно занимается Институт акушерства и гинекологии при Министерстве здравоохранения АР. Изучение вопроса репродуктивного здоровья – это очень актуальный вопрос. Согласно статистике, за последние годы число женщин с проблемами в области репродуктивного здоровья увеличилось более чем в 4 раза.

Могу сказать, что просвещению населения, в том числе в части необходимости регулярного посещения врача во время беременности, в Национальной стратегии было уделено огромное внимание, - сказал Н.Сеидов. – Хочу также отметить, что за последние 15 лет уже произошел большой прорыв в этом вопросе. Судите сами: раньше в регионах не было элементарного медицинского оборудования, даже об аппаратах УЗИ можно было только мечтать. Сегодня с оснащением центральных районных клиник ситуация намного лучше.

Во-вторых, еще лет 15 назад дети в отдаленных селах часто рождались дома, без участия медицинского работника. Сегодня количество родов на дому существенно сократилось, а если они и случаются, то обязательно в присутствии медработника.

Кроме того, появление клинических протоколов (рекомендованных Минздравом и ВОЗ) ужесточило правило получения женщиной обменной карты. Теперь ей недостаточно просто встать на учет в женской консультации, а необходимо пройти все обследования и анализы, а также посетить акушера-гинеколога как минимум четыре раза за весь период беременности.

Однако проблем на сегодняшний день осталось немало. Поэтому одним из пунктов Стратегического плана Минздрава АР на 2014-2020 гг. является обеспечение доступности медицинских услуг в отдаленных сельских районах страны. Это означает еще и параллельное просвещение населения этих районов, а это – очень важный момент. Кроме того, планируется расширить институт семейных врачей, чтобы специалистов, способных оказать необходимую помощь новорожденному и роженице, было как можно больше, - сказал Н. Сеидов. 

Безусловно, говорить о том, что в последствиях трагедий во время родов виновата только сама роженица, даже если она не посещала гинеколога во время всей беременности, - неправильно.

Существует ряд незыблемых правил, согласно которым беременных в определенных состояниях надо размещать в особых условиях.  Это – роженицы без обменных карт; роженицы с температурой выше 37,6 градусов; роженицы с инфекционными патологиями, острыми и хроническими воспалительными заболеваниями в стадии обострения; роженицы с острыми респираторными заболеваниями; роженицы с ВИЧ-инфекциями, сифилисом, вирусным гепатитом В, С, Д и венерическими заболеваниями; туберкулезом. Кроме того, в центры с особыми условиями размещают женщин с внутриутробной гибелью плода и грубыми аномалиями развития плода, требующими досрочного родоразрешения. А также тех, кто уже родил ребенка вне лечебного учреждения (в течение 24 часов после родов).

- За последние несколько лет в Азербайджане было создано семь перинатальных центров, где оказывается помощь роженицам в тяжелых случаях. Но усиление в целом работы этих центров и повышение качества оказываемых услуг необходимо, и это есть в планах Минздрава, - рассказывает Н.Сеидов.

По его словам, впереди еще много работы:

- Пока еще уровень материнской и детской смертности в перинатальном возрасте в Азербайджане выше, чем в странах Европы или в Америке. И необходимо сделать все, чтобы снизить эти показатели в ближайшее время. И в первую очередь необходимо провести работу по улучшению организации медицинской помощи и повысить уровень знаний и навыков кадров, потому что оснащение больниц оборудованием – это только полдела. Главное, чтобы были специалисты, способные работать на этом оборудовании.

К сожалению, выпускники Медицинского университета, мягко говоря, не горят желанием работать в отдаленных селах. Такая же проблема, кстати, и в Минобразования с выпускниками педагогических вузов. И это несмотря на то, что изъявившим желание все же поехать работать на периферию предоставляется множество льгот и жилье, - говорит Н.Сеидов - И я думаю, что данную проблему надо решать не централизованно, то есть не только посредством каких-то приказов или других мер со стороны Минздрава. Да, набор кадров идет через министерство, но проблема в том, что запросов со стороны районных больниц или поликлиник почему-то не поступает. Поэтому вопрос кадрового обеспечения должен решаться и на уровне местных Исполнительных властей, главврачей клиник сел и районов.  Ведь задача обеспечить свой район специалистами должна исходить именно от них.

Думаю, в этом смысле можно использовать опыт зарубежных стран, ну, и частных клиник, которые уже сегодня работают над тем, чтобы привлекать на работу высококлассных врачей. Уверен, что этой цели достичь можно при желании. Кадры, как говорится, решают все, - заключил Н.Сеидов.

Безусловно, надеяться на то, что ситуация изменится, очень хочется. Потому что возвращаться в средневековье – не вариант. Потому что нация должна быть здоровой. Потому что просвещение – это залог прогресса, в том числе просвещение в области здоровья.

Натали Александрова

Поделиться:
20519

Последние новости

Все новости

1news TV