Призвать к ответу! На чью мельницу льет воду посол Чехии в Армении? | 1news.az | Новости
От редакции

Призвать к ответу! На чью мельницу льет воду посол Чехии в Армении?

14:37 - 26 / 06 / 2017
Призвать к ответу! На чью мельницу льет воду посол Чехии в Армении?

Кажется, сообщение о начале в Баку суда над скандально известным блогером Александром Лапшиным не на шутку всполошило политические и околополитические круги Армении.

Иначе как объяснить новую волну антиазербайджанской истерии в армянских СМИ, рьяно бросившихся выполнять соответствующую установку от высоких боссов, прося комментарии по теме  даже у лиц, не имеющих к ней никакого, хотя бы косвенного, отношения.

Насколько это соотносится с профессионализмом, оставим на совести армянских журналистов. Вполне обоснованное недоумение вызывает другое – правомочен ли дипломат, то есть, официальный представитель своего государства, выражать мнение по вопросу, не относящемуся ни к его стране, ни к теме отношений со страной пребывания, ни к двусторонним связям с государством, о котором его спрашивают.

Но обо всем по порядку.

Недипломатичный дипломат

Армянское агентство news.am опубликовало интервью посла Чехии в Ереване Петра Микиска на тему… объявления Азербайджаном в международный розыск нескольких депутатов Европарламента и экстрадиции в Баку и ареста блогера Александра Лапшина  за незаконное посещение ими оккупированных Арменией азербайджанских территорий.

На фото: Посол Чехии в Армении Петр Микиска

Приведем несколько цитат посла. Так, говоря об экстрадиции Лапшина и объявлении в международный розыск депутатов Европарламента Франка Энгеля (Люксембург), Элени Теохарус (Кипр) и Яромира Штетина (Чехия), посол Чехии в Армении заявил, что «Азербайджан использует юридически установленный инструмент экстрадиции в целях политической кампании».

На вопрос: «Не являются ли эти случаи опасным прецедентом, угрожающим гражданам и парламентариям других стран?» посол ответил:

«Это очень деликатный вопрос, поскольку, с одной стороны, Европейский Союз и страны Совета Европы поддерживают борьбу с коррупцией, международными преступлениями, и институт экстрадиции представляет большую важность. Следовательно, властям страны «А» должно быть позволено объявить в розыск гражданина страны «Б», если он совершил преступление на территории страны «А». Но в этом случае необходимо различать преступления и политически мотивированные шаги».

«В вышеупомянутых случаях Азербайджан руководствовался политическими, а не правовыми мотивами. Некоторые юристы говорят, что так называемое «нелегальное пересечение» азербайджанской границы не является преступлением в других странах, поэтому объявленный Баку ордер на розыск не должен быть признан юридически обязывающим. Другие адвокаты говорят, что Азербайджан не контролирует границу, которую пересекли Александр Лапшин или Яромир Штетина, следовательно, требование Баку неправильно с правовой точки зрения. Это очень деликатная и сложная ситуация».

По его словам, от других стран зависит, примут ли они объявленный Азербайджаном ордер или нет: «Некоторые страны отреагировали на это в виде экстрадиции, как было в случае Александра Лапшина. Как мне известно, ни одна другая страна не отреагировала на объявление Азербайджаном международного розыска. Мое мнение заключается в том, что понятие экстерриториального ордера должно быть использовано очень осторожно».

Правила этикета

Говорят, язык дан дипломату больше для того, чтобы скрывать свои мысли. Посол Чехии в Армении, полностью игнорируя этот один из главных, если не главнейших, принципов дипломатической этики, отвечает на вопросы армянского агентства крайне субъективно и предвзято, причем ответы его можно расценить как неправомочное вмешательство  в дела третьего - суверенного - государства.

Интересно, сопоставимы ли столь «ценные» мысли чешского дипломата с позицией официальной Праги, которая, как нам помнится, одной из первых признала независимость Азербайджана, которая последовательно подтверждает свою позицию о признании территориальной целостности Азербайджана в его международно признанных границах, и которая двумя годами ранее на уровне МИД заявила о непризнании конституционных и правовых рамок проведенных в оккупированном Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана так называемых «парламентских выборов» и о поддержке урегулирования конфликта мирным путем на основе принципов международного права - суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности международно признанных границ?

Возможно, это покажется чересчур самонадеянным с нашей стороны, но осмелимся провести для чешского посла небольшой ликбез.

Экстрадиция и арест блогера Лапшина и объявление в международный розыск депутатов Европарламента, посетивших оккупированные азербайджанские территории без необходимого для того разрешения официального Баку – это не политизация вопроса, это адекватный, в соответствии с международным правом, ответ независимого государства на грубое нарушение его и международного законодательства.   

То есть, выражаясь языком чешского посла, власти страны «А» объявили в розыск гражданина страны «Б», ибо он совершил преступление на территории страны «А».

И такие случаи (здесь мы не можем не согласиться с армянским агентством) действительно являются крайне опасным прецедентом для иностранных граждан и политиков, совершающих самовольные вылазки на территорию, которая является отнюдь не спорной, а оккупированной в результате агрессии соседнего государства.

Что, кстати, подтверждено многочисленными документами крупнейших международных организаций начиная от Совета Безопасности ООН и заканчивая Европейским судом по правам человека.

Обойдемся без Шенгена?

Заранее извиняемся за, возможно, некорректный пример, но просто для наглядности: представьте, что гражданин какого-либо государства, не имея на руках соответствующей визы, обходными путями проникает на территорию той же Чехии и выступает там, скажем, с заявлениями, оправдывающими аннексию Судетской области нацистской Германией в годы Второй мировой, или с призывами, направленными на нарушение территориальной целостности Чехии - как отреагируют на это власти страны?

Примут этого человека с распростертыми объятиями и предоставят номер в люксовом отеле? Да его выдворят из страны в течение 24-х часов без права посещения ее на всю оставшуюся жизнь – и это в лучшем для него случае!

Тогда почему иностранные политики, журналисты, блогеры, кто-то еще считают себя вправе незаконно нарушать границу суверенного государства и, проникнув на его территорию, качать здесь права, оправдывая оккупацию и агитируя за сепаратистов?!

И почему в таком случае это государство не должно, по их мнению, отвечать на столь злостное преступление?

Страна эта отвечает, и ответ этот адекватен и категоричен – черный список нежелательных для посещения лиц и объявление в международный розыск.

Баку требует объяснений

Выражая отношение к заявлению посла Чехии в Армении, глава пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил, что азербайджанское посольство в Праге обратится в чешский МИД с тем, чтобы выяснить, на самом ли деле Петр Микиска выступил с такими заявлениями. Посол Чехии в Азербайджане также будет вызван в МИД по данному вопросу.

«Если и в самом деле посол Чехии озвучил эти мысли, то это противозаконно и противоречит нормам и принципам международного права. Напротив, подобным заявлением посол политизирует правовой вопрос, являющийся составом преступления.

В отношении лиц, совершающих незаконные визиты на оккупированные территории Азербайджана и выступающих с открытыми призывами, направленными  на нарушение территориальной целостности, суверенитета и конституционных основ Азербайджана, вступающих в сговор с незаконным криминальным режимом, пробуждающих ненависть на этнической и религиозной почве, в соответствии с Уголовным Кодексом Азербайджанской Республики возбуждается уголовное дело.

Одним из них является гражданин Чехии Яромир Штетина, который, злоупотребив статусом члена Европейского парламента, посетил при финансировании армянского лобби оккупированные азербайджанские территории и совершившего другие подобные незаконные действия.

Хотели бы напомнить послу, что в соответствии с  İX и X главами Уголовного кодекса Чехии и, соответственно, статьями 309, 310, 323 и 324, за деятельность, нарушающую территориальную целостность, суверенитет, конституционные основы и государственную власть Чешского государства предусмотрено тяжкое наказание от 10 до 1 лет заключения.

То есть, если бы Яромир Штетина совершил в Чехии действия,  предпринятые на оккупированных азербайджанских территориях, его ожидало бы такое тяжкое наказание.

Однако чешские органы власти не предпринимают необходимых действий для того чтобы предотвратить совершение Яромиром Штетиной действия с таким же составом преступления на оккупированных территориях Азербайджана», - подчеркивается в заявлении МИД АР.

С точки зрения права

Мы попросили выразить мнение по поводу скандального интервью посла Чехии в Армении доктора юридических наук, эксперта в области международного права и международной безопасности Кямала Макили-Алиева:

«Во-первых, использовать правовые механизмы в политических целях (как это утверждает чешский посол) фактически невозможно.

Да, есть вопрос того, как толкуется международное право на высшем политическом уровне в мире. В Совете Безопасности ООН, например, возникают вопросы политизации организации, так как ООН в принципе организация политическая, и не является юридическим лицом.

Но если вопрос касается экстрадиции, как части международного договорного права, то здесь подобных проблем не возникает - все вопросы решаются в двустороннем или в многостороннем порядке на основании соответствующих договоров.

Если существуют договора об экстрадиции, то политическое мнение какого-либо государства или какого-либо лица, не имеет никакого значения, потому что эти документы представляют правовую базу, на основании которой решаются подобные вопросы, и она никак не может быть политизирована.

Если совершено конкретное преступление и есть норма, предусматривающая за это уголовную ответственность, то говорить о политизации этого вопроса - все равно, что утверждать, что Уголовный кодекс тоже политизирован. И никаких оснований для того чтобы говорить, что вопросы экстрадиции могут политизироваться Азербайджаном, нет, потому что это в принципе невозможно.

Если говорить конкретно о деле Лапшина, то существует многостороннее соглашение СНГ о сотрудничестве в области уголовного преследования лиц, совершивших преступления на территориях стран Содружества, в соответствии с которым белорусская сторона экстрадировала Лапшина, как лицо, нарушившее соответствующую статью Уголовного кодекса АР. Мы сделаем то же самое для Беларуси или другого участника этого соглашения в любой похожей ситуации. И никакого политического момента здесь нет – человек совершил конкретное нарушение Уголовного кодекса Азербайджана, и он должен за это ответить.

В случае с Лапшиным произошло не единичное, а повторное нарушение. Человек, прекрасно зная, что его имя в списке персон нон-грата, воспользовавшись пробелом в системе распознавания на границе, заново – преднамеренно, открыто, с пренебрежением  к законам Азербайджана - переходит границу,  да и еще и хвастает этим. Это – рецидив, и закрывать на это глаза нельзя.

Любая другая страна, без каких-либо предупреждений, без включения в черный список сразу бы привлекала таких лиц к уголовной ответственности и, вне зависимости от того, где они находятся, при возможности, получила бы над ними юрисдикцию.

У нас же, понимая, что информация о том, что переход границы Азербайджана через территорию Армении является противоправным действием, может, не так широко распространена, сначала выступают с предупреждением, включают имя человека, возможно, по незнанию посетившего оккупированные территории, в черный список, вплоть до того момента, как он принесет извинения и заверит в том, что подобное больше не повторится.

В принципе, такое либеральное отношение Азербайджана говорит в нашу пользу – то есть, мы сначала предупреждаем, не сразу привлекая к уголовной ответственности, хотя с юридической точки зрения, имеем для этого абсолютно все основания.  

Просто мы понимаем, что в подобной ситуации армянская сторона может вводить людей в заблуждение, и поэтому стараемся не применять сразу наказание.

И вот такой жест доброй воли и есть – политическое решение, и политическое отношение».

P.S: Мы также обратились в МИД Чехии с просьбой прокомментировать интервью посла в Армении, и опубликуем ответ, как только он будет получен.

Ф.Багирова

Поделиться:
7435

Последние новости

Все новости

1news TV