Расим Мусабеков: «Армяне во всех кабинетах хнычут, лижут руки европейским политикам...»
Интервью 1news.az с политологом, депутатом Милли Меджлиса Расимом Мусабековым.
- Премьер-министр России Дмитрий Медведев по приглашению своего армянского коллеги Карена Карапетяна 24-25 октября будет находиться в Ереване с официальным визитом. Как Вы считаете, какие вопросы будут обсуждаться в ходе визита?
- Мне кажется, Дмитрий Медведев в первую очередь едет туда для определения российско-армянских отношений после вступления в силу конституционных изменений в 2018 году, когда главным лицом будет премьер-министр. Не секрет, что премьер-министр Армении Карен Карапетян – российский назначенец, и в связи с приближением срока конституционных изменений у Саргсяна могут возникнуть амбиции занять пост премьер-министра.
- По данным армянских СМИ, Медведев приехал в Ереван, чтобы понять, есть ли возможность предотвратить подписание соглашения Армения–ЕС.
- Может быть, все возможно. Но, по крайней мере, армяне однозначно говорят, что подпишут. Если не состоится подписание, то это будет связано, с тем, что в итоговой декларации саммита Восточного партнерства по Нагорному Карабаху будет приемлемая для Азербайджана формулировка.
Хочу отметить, что азербайджанская сторона очень жестко поставила перед Евросоюзом требования, что формулировки, которые касаются Нагорного Карабаха, должны быть аналогичны тем, которые были по Грузии, Молдове и Украине. Наши дипломаты работают над этим, если это удастся реализовать, то это будет большим щелчком Армении. Хотя, думаю, что армяне могут это переварить ради денег, которые они хотят урвать у ЕС.
В принципе подписание с ЕС соглашения означает ежегодное получение Арменией 50 млн евро. Расчет показывает, что примерно такую сумму они могут получать и при этом претендовать на какие-то другие финансовые поступления. Для нищей Армении это очень большая сумма, которую они не хотят упускать. Для них имеет важное значение и подписание безвизового режима. В части, которая касается экономики, они будут взаимодействовать с Европой в рамках тех правил, которые устанавливает ВТО.
- А могут ли армяне самостоятельно, без согласования с Россией подписать соглашение с ЕС?
- У армян нет никакой самостоятельности. С учетом того, что они вошли в Евразийский союз, определенные ограничения для Армении существуют, тем более в вопросах стандартов продукции, так как они остаются в российских стандартах. Но в других вещах, например, в законодательстве, они готовы на бумаге имитационно сделать то, что нравится Брюсселю, лишь бы ежегодно получать эти 50 млн евро.
Но здесь есть вопрос и имиджа, что они и с Россией, и Европой сотрудничают. Хотя если отношения между РФ и Европой продолжат оставаться напряженными, Россия может дать очередной щелчок Европе, запретив Армении подписывать это соглашение.
- То есть, Вы хотите сказать, что Армения продолжит оставаться в сфере влияния России?
- Куда же она денется. Если из Европы она будет получать 50 млн, может еще что-то выпросит, то суммарные дотации РФ за счет льготных цен на нефть, кредиты в целом оцениваются ежегодно в $1 миллиард. Поэтому у них нет никакого выбора. Я даже не говорю о том, что если Россия перестанет поддерживать Армению, мы ее выбросим из Нагорного Карабаха, так, что и следа от нее не останется, и армяне это прекрасно понимают.
- Вчера Серж Саргсян подписал закон о ратификации соглашений о создании армяно-российской совместной группировки войск. Почему было выбрано это время?
- Это сопряжено с кредитом в 100 млн долларов, который РФ предоставляет Армении. С другой стороны, это демонстрация Сержем Саргсяном Москве, что Армения обеспечивает все интересы России в этом регионе, что с Европой ведется игра ради денег. Он демонстрирует Москве: «Не беспокойтесь, я у вас в кармане, просто дайте мне со стороны что-нибудь урвать».
- В Европе понимают, что армяне играют и что им нужны всего лишь деньги?
- Конечно же, понимают, если мы спорим с европейцами, то армяне во всех кабинетах хнычут, лижут руки европейским политикам, канючат. С учетом влиятельного лобби отношение к армянам снисходительное, им прощают все. И в этом смысле у них достаточно покровителей, которые говорят, что армяне вынуждены находиться под Россией и рано или поздно они изменят политику в сторону Европы.
Тем более, что для Европы 50 млн евро – небольшие деньги. Европейцы готовы пойти на это, лишь бы сохранить определенные позиции в Армении. Они понимают, что если Россия ослабнет, Армения с большим удовольствием повернется к ней спиной и пойдет по европейскому фарватеру, как это было в истории неоднократно. Армения всегда, в конечном итоге, переходит на сторону сильных.
А.А.